Не потеряли Святое: зачем торфяники снова затапливают

Когда Святое марширует

Пару лет назад о болоте Святое в заказнике «Озеры» много говорили и писали. Часть уникальной природной экосистемы хотели отдать под добычу торфа торфобрикетному заводу. Но «зеленые» и общественность не дали начать там разработку. Тогда еще шутили: не дали замахнуться на Святое. А в начале этой недели вблизи спасенного болота появился информационный экоцентр. Открыть его приехали представители ООН, ученые и экологи. От них многие из присутствующих впервые узнали, что верховое болото — это кусочек настоящей северной тундры в наших краях. С соответствующей этой климатической зоне флорой и фауной.

Болото Святое — это кусочек настоящей северной тундры в наших краях. С соответствующей этой климатической зоне флорой и фауной.

Места в ландшафтном заказнике «Озеры» на территории Гродненского района привлекают охотников и туристов из разных уголков страны и мира. Первым есть на кого поохотиться, вторым — на что посмотреть. Именно здесь живет более 250 зубров, которых с каждым годом становится все больше. Часть из них отселяется в другие области страны, часть продается за рубеж. На берегу одного из красивейших озер находится санаторий «Озерный». Здесь оборудованы экотропы с информационными стендами и табличками, а недавно на месте заброшенного домика лесника появился современный экологический центр. 

Постоянный координатор ООН в Беларуси Санака Самарасинха приехал на открытие в составе велосипедистов, совершающих 8-дневный пробег. Он высказался о важности общего дела:

— Сейчас в стране около 800 тысяч торфяников. При поддержке программ развития ООН и местных властей восстановлено уже около 80 тысяч гектаров. Эта работа проводилась с 1999 года. Освоено около 9 миллионов долларов. Подчеркиваю, что за все это время удалось восстановить около 10% от общего количества. По нашим расчетам, на восстановление всей площади понадобится еще 70—80 млн долларов. Болота — не только ваш национальный ресурс, но и мировое наследие. Поэтому мы делаем шаги в правильном направлении. 

В той части болота Святое, где прошли работы по экологической реабилитации и повторному заболачиванию, сейчас тихо и живописно. Только иногда на ветру шумит камыш. Конца «обновленному» болоту не видно. Удалось восстановить почти 1,5 тысячи гектаров осушенного торфяника путем повторного заболачивания 664 гектаров. Директор заказника «Озеры» Дмитрий Морозик рассказывает о результатах многолетней работы:

— Очень рады, что удалось отстоять 250 гектаров Святого болота, которые планировалось отдать под добычу торфа. Осушение неизбежно повлекло бы за собой изменение всей экосистемы. Могли бы вовсе исчезнуть два озера — Глинец и Щучье.

— Опасность миновала. Что произошло с тех пор? 

— В прошлом году уточнили границы заказника — вышло новое постановление Правительства. На данный момент территория заказника составляет более 23 тысяч гектаров. Здесь находится 16 водоемов ледникового происхождения, насчитывается 16 видов растений и животных, занесенных в Красную книгу. 

— Тяжело ли вам ухаживать за таким большим лесным хозяйством?

— Людей, откровенно говоря, не хватает. Но как-то справляемся. На каждого работника приходится более 8 тысяч гектаров. 

Руководитель проекта «Тор­фяники-2» Алексей Артюшевский показывает на стенд, где очерчены границы восстановленного болота:

— Из нашего опыта по заболачиванию можно сделать всего один вывод: дешевле заболотить, чем потом тушить. Торфяной пожар может погасить только сама природа. Человек в этом деле практически бессилен. Стоимость заболачивания одного гектара значительно дешевле, чем его тушение. Стоимость устранения пожара — более тысячи долларов, а стоимость заболачивания — около ста долларов. Кроме того, ежегодно снижается эмиссия парниковых газов более чем на 3 тонны с одного гектара. За 20-летний период только с этой территории — более чем на 100 тысяч тонн. Суммарный эффект от проектов в 20-летней перспективе приведет к снижению эмиссии парниковых газов более чем на 2 миллиона тонн. Повышая уровень грунтовых вод на территории заказника, мы создаем наилучшие условия для сохранения экосистемы и нормального водного баланса.

— Сейчас здесь очень красиво. 

— Это сейчас мы видим здесь открытую воду и растительность. Но недавно здесь были мелиоративные каналы, а уровень грунтовых вод был на 60 сантиметров ниже уровня каналов. Сейчас созданы все условия для гнездования болотных птиц. Как показывает практика, такая территория становится особо популярной для организации охотничьего туризма.

Постоянный координатор Организации Объединенных Наций в Беларуси Санака САМАРАСИНХА представляет проект

Научный координатор проекта ПРООН Александр Козулин согласен с коллегой. Он вспоминает:

— Изначально была выработана стратегия, которая началась с проекта «Торфяники-1», на который было выделено 1,2 миллиона долларов. Он был направлен в первую очередь на решение насущных проблем с горящими торфяниками. Тогда горело по 2—3 тысячи гектаров. Начинало гореть летом, и заканчивались пожары только зимой. Тогда было заболочено 27 тысяч гектаров. После этого выработали новую схему по сохранению болот страны. Была проведена инвентаризация болот, и на основании данных составили карту и базу данных. И наконец-то узнали, сколько болот осушено, сколько находятся в естественном состоянии, где идет добыча торфа и так далее. 

— Чем занимаетесь сейчас?

— Мы закончили разработку схемы-стратегии устойчивого использования торфяников на территории страны до 2030 года, согласно которой утверждено, какие болота заболачивать, где создавать заказники, где добывать торф и так далее. Этим мы стабилизировали ситуацию. По крайней мере, больше осушать болота для добычи торфа не будут. Хотя пока четкого понимания того, какую роль играют болота с точки зрения биосферы, нет. Устойчивый уровень грунтовых вод влияет на состояние лесов. Имею в виду проблему с короедом в Беловежской пуще и других местах, которая возникла исключительно из-за устойчивого снижения уровня грунтовых вод. А это уже большая экономическая проблема. При восстановлении болот мы прежде всего влияем на экосистемы полей и лесов на сопредельных территориях, улучшаем их.

— Есть ли новые проекты? 

— Да, один из них будет направлен на сохранение глобально угрожаемых видов птиц и животных, живущих исключительно на болотах. 

И самое главное – в стране готовится проект Закона «Об устойчивом использовании болот». Оказывается, до настоящего времени все наши болота  бесхозные. Они никому не принадлежат. Вернее, всем и одновременно никому. Законодательство о них ничего не говорит. В документе же авторы проекта намерены четко прописать, как использовать осушенные торфяники в сельском хозяйстве, какие из них следует охранять, а какие и без присмотра будут спокойно существовать. Впрочем, когда документ может быть принят – не очень понятно. 

tanula.k@mail.ru

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter