Когда «свое» лучше «чужого»?

Беларуси невыгодно «импортозамещать» линолеум и зубочистки

За годы реализации импортозамещающих программ накоплен опыт и удачных, и провальных проектов

По структуре промышленность Беларуси – мостик между Западом и Востоком: в России находятся необходимые сырьевые ресурсы, в Европе – технологии для модернизации производства. Как ни крути, а приходится активно взаимодействовать с двумя мирами. И вопрос обеспечения валютой превращается в один из краеугольных камней отечественной экономики. Из этих объективных факторов и родилась идея импортозамещения: не приобретать товары за рубежом, а освоить выпуск для собственных нужд максимальной номенклатуры продукции. Впрочем, в условиях нынешней глобальной специализации эффективно делать «и болты, и самосвалы» не всегда получается. В какой плоскости лежит разумная грань импортозамещения, рассказал начальник главного управления промышленности, транспорта и связи Министерства экономики Владимир Дерновой.

— Владимир Михайлович, в стране давно и успешно действует программа по импортозамещению. Но, несмотря на ее количественные и качественные успехи, из года в год растет разрыв между экспортом и импортом товаров. Самое интересное, что этот процесс начался в 2000-х – тогда внешнеторговое сальдо было положительным. Приблизительно в эти же годы активно стартовала программа импортозамещения. Какова ее роль в улучшении макроэкономических показателей?

— Для развития национальной экономики, улучшения структуры платежного и торгового балансов и повышения экономической безопасности республики большое значение имеет производство качественных и конкурентоспособных отечественных аналогов импортным товарам. С этой целью реализовывалась и продолжает осуществляться импортозамещающая политика. В ее рамках проводится комплекс мер для организации производства конкурентоспособных отечественных товаров и поставки их на внутренний рынок.

Начиная с 2000 года в течение двух пятилеток были приняты две целевые государственные программы импортозамещения: на 2001—2005 годы (постановление Совета Министров от 13 октября 2000 года № 1580) и 2006—2010 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2006 года № 402). Так, например, за период с 2001-го по 2005 год в рамках государственной программы выполнялось 315 проектов, изготовлено импортозамещающей продукции на сумму 2,2 млрд. долл. Создано дополнительно около 2600 рабочих мест. При этом с учетом недостаточно большой емкости отечественного рынка часть импортозамещающей продукции поставлялась на экспорт: в 2001—2005 годах на сумму 865 млн. долл. США.

В том числе и за счет реализации программы в 2005 году в республике внешнеторговое сальдо (с учетом услуг) было положительным.

С учетом оценки 2010 г. в период реализации целевых программ импортозамещения в 2006—2010 гг. всего будет завершено порядка 1250 проектов, в результате чего:

— производство импортозамещающей продукции составит 11,3 млрд. долл. США;

— на экспорт поставлено продукции на сумму 3,4 млрд. долл. США (около 30,1 %);

— за счет поставок отечественной продукции на внутренний рынок условная экономия валютных средств составит 3,3 млрд. долл. США.

Из общего объема поступающего в республику импорта более 50 % составляют товары так называемого критического импорта, которые заместить отечественная промышленность в принципе не в состоянии. Это прежде всего энергетические товары (углеводородное сырье), металлы, химическое сырье, цитрусовые, морепродукты и т.д.

Наращивание объемов производства импортозамещающей продукции по товарным позициям некритического импорта не всегда оказывает существенное влияние на сокращение отрицательного сальдо внешней торговли товарами по причинам высокой материало- и импортоемкости производства и неконкурентоспособности выпускаемой продукции, ограниченного внутреннего спроса, экономической нецелесообразности освоения отдельных товаров, отсутствия отечественных технологий и др.

Справочно. темп роста объемов производства импортозамещающей продукции по целевым программам импортозамещения за 2006—2010 гг. составил 143,7 %, а темп роста импорта за данный период – 153,5 % в общем объеме производства промышленной продукции за 2006—2010 гг. В общем объеме производства промышленной продукции за 2006—2010 гг. удельный вес импортозамещающих товаров составляет около 4,2 %, в то время как объем импорта – около 58 %.

Импортозамещающая политика должна основываться на реализации крупных значимых инновационных проектов по товарным позициям, являющимся существенными для обеспечения сокращения отрицательного сальдо, с учетом имеющегося в республике научно-технического и производственно-технологического потенциала с обязательным привлечением иностранных инвестиций известных брендовых компаний. Такие важнейшие проекты предусмотрены Государственной программой инновационного развития и иными государственными целевыми программами на 2011—2015 гг. На мой взгляд, на такие проекты и должно нацеливаться внимание государства. В том числе в части поддержки и создания специальных преференций. Более тысячи импортозамещающих мероприятий, которые находились под контролем различного уровня в прошлой пятилетке, в некоторой степени распыляют средства и силы на небольшие производства, которые не могут существенно повлиять на макроэкономическую ситуацию в стране. Ведь в программы включались проекты «стоимостью» в 5 тысяч долларов…

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 октября 2010 г. № 1498 установлено, что «при формировании государственных, региональных и отраслевых программ на 2011—2015 годы, предусматривающих использование импортных товаров, инициаторы разработки программ обосновывают необходимость использования такой продукции и разрабатывают мероприятия по снижению импортоемкости инвестиционных проектов, реализуемых в соответствии с программами, и замещению импортных товаров отечественными».

— Ограничительные меры, несомненно, защищают внутренний рынок. Однако всегда существует опасность, что аналогичным путем могут последовать и соседние страны по отношению к белорусским товарам. Например, долгое время действовали ограничения на поставку в Беларусь украинской патоки, постоянно то затихают, то возобновляются вопросы по введению квот, лицензирования и других административных процедур для пива и карамели. Между тем Украина провела антидемпинговое расследование по поставкам на свою территорию белорусских шин, ввела ограничения на ввоз спичек… При введении ограничительных мер для импорта рассматриваются ли возможные риски для экспорта других производителей? Рассчитываются ли экономические последствия для общих макроэкономических показателей?

— С 1 января 2010 г. в Республике Беларусь вступило в силу соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран. Указанное соглашение определяет порядок введения и применения на единой таможенной территории (Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация) в отношении третьих стран единых мер нетарифного регулирования, мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и вводимых исходя из национальных интересов сторон, а также особых видов запретов и ограничений внешней торговли товарами. В соответствии с решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств 21 мая 2010 г. № 37 Комиссии таможенного союза (далее — Комиссия) будут переданы полномочия по введению, применению и отмене специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на единой таможенной территории Таможенного союза (основание — статья 3-6 Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 г.) после завершения унификации национальных законодательств.

Таким образом, в настоящее время сформирована правовая база по защите экономических интересов производителей на единой таможенной территории, что позволяет консолидированно минимизировать возможные экономические последствия от введения ограничительных мер со стороны третьих стран.

— Рынок некоторых импортных товаров в Беларуси достаточно узок. По отдельным товарным позициям потребление составляет совершенно небольшие объемы. При организации выпуска импортозамещающих товаров учитываются ли объемы внутреннего потребления, реальный экспортный потенциал?

— Например, экономически нецелесообразно организовывать производство легковых автомобилей с годовым объемом менее 25 тысяч штук. Между тем платежеспособный спрос в ближайшие годы не превысит 20 тысяч. Это одна из причин, по которой трудно найти инвестора для этого проекта. Необходимо учитывать и возможности сбыта на внешние рынки (например, в страны Таможенного союза), но там уже существует достаточно жесткая конкуренция. Неотъемлемой частью любого бизнес-плана инвестиционного проекта (в том числе по созданию инвестиционной импортозамещающей продукции (ИЗМ)) являются маркетинговые исследования, финансовый и производственные факторы. В них как раз и оцениваются преимущества и слабые места аналогичных товаров-конкурентов, возможная цена и объемы выпуска продукции, потенциальные рынки ее сбыта.

Кроме того, подготовка импортозамещающих проектов осуществляется на основании проводимой МИДом и Минторгом работы по анализу завозимой в республику по импорту продукции, а также работы отраслевых министерств по оценке возможностей освоения в республике импортозамещающей продукции и их совместной деятельности по развитию республиканской производственно-технологической кооперации. При этом проблемные вопросы выносятся на решение Комиссии по повышению конкурентоспособности экономики, образованной Советом Министров. Так, на Комиссии рассматривались и принимались решения об экономической нецелесообразности освоения производства в республике таких импортозамещающих товаров, как мобильные телефоны, множительная техника (ксероксы), источники бесперебойного питания, вело- и мотошины, зубочистки, линолеум, чугунные ванны и другое.

К сожалению, есть случаи, когда в угоду административному ресурсу создаются производства неконкурентоспособных товаров как по потребительским, так и по ценовым параметрам. Произведенная продукция является невостребованной на внутреннем рынке. Но эти случаи не являются системными.

И последний важный момент. Являясь координатором импортозамещающей политики в республике, Министерство экономики постоянно нацеливает министерства, концерны и облисполкомы на то, что реализация импортозамещения целесообразна только тогда, когда она экономически обоснована, а исключения могут быть только в случаях, когда речь идет об обеспечении экономической безопасности страны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter