Отмена роуминга — задача актуальная и очень долгожданная для граждан всего Евразийского союза. О том, когда будет отменена плата за входящие звонки, что будет сделано на пути к этой цели в наступившем 2022 году и не вырастет ли в результате стоимость звонков «внутри региона», «СОЮЗ» узнал у члена коллегии (министра) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Армана Шаккалиева.
Арман Шаккалиев: Конкуренция — лучший мотиватор для операторов сотовой связи.
— Арман Абаевич, в одном из последних интервью вы говорили о том, что роуминг внутри ЕАЭС планируется отменить к 2025 году. Скажите, будет ли использоваться опыт России и Беларуси в этом вопросе и каким образом?
— На территории Союзного государства в тестовом режиме с 1 ноября 2020 года установлен минимальный тариф на услуги связи в роуминге. В таком режиме операторы связи России и Беларуси работают уже больше года, и, конечно же, этот опыт мы будем учитывать.
Для нас очень важно бороться с мошенничеством на сетях электросвязи, но сначала мы должны выработать единый понятийный аппарат в сфере мошенничества и осуществить целый ряд технологических и организационных мероприятий, с помощью которых мы такие случаи будем предупреждать, выявлять и пресекать. Эту работу мы должны провести в течение 2022—2023 годов.
— Что уже сделано на этом пути и что планируется сделать в 2022 году?
— В этом году мы приступили к реализации мероприятий, необходимых для установления справедливых тарифов на услуги сотовой связи в международном роуминге на территории ЕАЭС. Уже на старте реализации плана важно задать необходимый темп, для того чтобы к 2025 году реализовали предусмотренные мероприятия и граждане ЕАЭС смогли в полной мере воспользоваться преимуществами нашего союза.
Мы создали рабочую группу по борьбе с мошенничеством. В ее состав вошли представители операторов мобильной связи, антимонопольных органов стран — участниц ЕАЭС, а также уполномоченных органов в сфере связи. Группой подготовлен проект рекомендации коллегии комиссии о применении «единых терминов в сфере мошенничества». До конца текущего года также запланировано определение понятия «международного роумингового трафика», которое уже рассматривается на заседаниях рабочей группы по борьбе с мошенничеством.
— А как все‑таки быть с размером тарифов на связь?
— Разработку правил использования справедливых тарифов на услуги сотовой связи в международном роуминге на территориях государств — членов ЕАЭС мы начинаем как раз в этом году. Эти правила в том числе предусматривают определение шага тарификации и максимального объема (периода) оказываемых по справедливым тарифам услуг связи в роуминге. А закончить работу над правилами должны в 2024 году.
Для комиссии работа по внедрению справедливых тарифов на услуги связи в роуминге находится в приоритете, так как это будет способствовать дальнейшей экономической интеграции пяти государств.
— Что еще предусматривает план?
— В 2022 году планируем подготовить три доклада, в основе которых — результаты проведенных анализов мирового опыта отмены роуминга.
Первый — «О мировой практике снижения стоимости услуг сотовой связи в международном роуминге», второй — «О вопросах внедрения справедливых тарифов на услуги сотовой связи в международном роуминге на территориях государств‑членов» и третий — «О состоянии мер по противодействию мошенничества (fraud)».
— Роуминг в понимании любого человека — это бесплатные входящие звонки и тарификация исходящих по единым правилам и тарифам. Скажите, насколько это достижимо в рамках сразу пяти государств? Не повысятся ли в результате тарифы для граждан ЕАЭС?
— Справедливые тарифы, максимально приближенные к «домашним» тарифам, планируется внедрять в 2025 году после проведения всех предусмотренных Планом мероприятий, чтобы не допустить повышения тарифов для граждан ЕАЭС. Исходя из опыта России и Беларуси, таких повышений мы не наблюдали. При этом, напомню, уровень тарифов государства‑члены будут определять самостоятельно с учетом соблюдения баланса интересов как мобильных операторов, так и потребителей.
— Опыт России и Беларуси показывает, что при отмене роуминга или резком снижении цен на звонки в рамках переходного этапа трафик увеличивается в несколько раз. Насколько готовы к этому сети операторов ЕАЭС?
— Мировой опыт показал — снижение стоимости услуг связи способствует увеличению объемов потребления этих самых услуг. В Евросоюзе, например, объем мобильных данных вырос в 5,35 раза, а объем звонков — в 2,45 раза.
При этом готовность сетей электросвязи операторы должны определять самостоятельно и при необходимости закладывать необходимые средства на развитие и модернизацию своих сетей. Это непрерывный процесс, сети электросвязи необходимо модернизировать, применять современные стандарты сотовой связи.
И конкуренция — лучший мотиватор для операторов, который обеспечивает необходимую современную модернизацию.
— Отмена роуминга еще больше объединит народы в рамках Евразийского экономического союза. Как вы считаете, насколько подобная мера поможет дальнейшей экономической интеграции России, Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана?
— В основе ЕАЭС лежит принцип четырех свобод: свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Наличие избыточных платежей за услуги мобильной связи в роуминге на территориях стран Союза существенно ограничивает этот принцип.
Несомненно, внедрение справедливых тарифов будет способствовать дальнейшей экономической интеграции пяти государств ЕАЭС. В первую очередь это коснется туристической отрасли, мы рассчитываем, что снижение стоимости услуг связи сделает поездки наших граждан в рамках Союза более популярными.
Если же говорить о цифрах, то сейчас давать какие‑либо прогнозы очень сложно, особенно в период пандемии, но мы надеемся на лучшее. Надеюсь, в 2025 году мы сможем, как и раньше, путешествовать без каких‑либо ограничений, и экономическая активность восстановится до пандемийных значений.
ДОСЬЕ «СОЮЗА»
Шаккалиев Арман Абаевич родился 1 декабря 1977 года в городе Балхаш Карагандинской области. С 6 ноября 2020‑го решением Высшего Евразийского экономического совета назначен членом коллегии (министром) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК. Магистр экономики, член‑корреспондент Международной инженерной академии.
Тарас Фомченков
taras@rg.ru