Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Когда скульптура тает – это немножко больно». Супруги из Минска создают гигантские фигуры из снега и льда

Когда скульптура тает...

Среди инструментов – электропила и утюг, в качестве материала – замерзшая вода. Вот уже несколько лет супруги Екатерина Староторжская и Артем Жлоба из Минска участвуют в международных фестивалях, где создают гигантские фигуры из снега и льда.


Художник и помощник

Екатерине 23 года, она скульптор-художник. После окончания Минского государственного художественного колледжа имени А.К. Глебова поступила в Белорусскую государственную академию искусств и сейчас учится на третьем курсе на керамиста. 26-летний Артем работает в IT-компании и не любит, когда его называют программистом, предпочитая слово «айтишник». Несмотря на разные по своей сути профессии, супруги разделяют увлечения друг друга: Катя прекрасно разбирается в технике и знает по фамилии всех гонщиков, за которых болеет Артем, а он в свою очередь выступает в роли помощника скульптора, когда семья отправляется на конкурсы за границу. Из последней поездки они вернулись недавно – пара представляла нашу страну на международном фестивале в Красноярске. Их снежная композиция под названием «Ипотека» – гигантская улитка, тянущая на себе роскошный замок, – покорила организаторов подобного ивента из Китая, и те пригласили минчан в Харбин.

Айтишник и скульптор – отличный тандем

Начиналось же все три года назад, вспоминает Катя:

– После колледжа я работала в детском центре, вела кружок по керамике, но мне хотелось и дальше заниматься скульптурой. Как раз летом в Минске открывали ледовые комнаты, куда требовался скульптор. На тот момент в академии искусств уже были ребята, которые ездили по различным фестивалям и знали, как работать с «холодным» материалом, но на вакансию выбрали меня, хотя я впервые имела с ним дело. Помню, стояла жара +26, а мне сказали одеться потеплее. Взяла с собой байку и штаны с уплотнителем, но этого оказалась мало: на час меня закрыли в морозильной камере с фонариком и заданием сделать ледяную рыбу по образцу. Получилось, видимо, хорошо, раз взяли на работу. Азам училась у мастера из Питера, которого специально пригласили сюда.

На первый в своей жизни зарубежный фестиваль Катя позвала с собой друга-коллегу. Но пожалела об этом:

– В Петрозаводске приятель влюбился в местную девушку, и ему стало не до льда. Всю работу я выполняла сама, а дома пожаловалась мужу, что лучше бы взяла в помощники его. Он запомнил эти слова и уже в следующих поездках был рядом. В одиночку совладать со льдом и снегом тяжело, поэтому основную физическую нагрузку берет на себя Артем, я же отвечаю за художественную часть. Тут нужно мыслить как скульптор, дизайнер и инженер одновременно, знать, где встает солнце, как оно будет перемещаться по небу, когда его лучи осветят фигуру и в каких ее гранях дадут преломление. Если не учесть такие моменты, оригинальная задумка может предстать в невыигрышном свете. Инженерное образование мужа выручает: именно он рассчитывает, где будет центр тяжести и как лучше расположить композицию.

Кто кого съест?

Обычно организаторы международных фестивалей, рассчитанных на привлечение посетителей, оплачивают художникам проезд или перелет, проживание в отелях, питание. Но чтобы получить приглашение, скульптору важно иметь интересное портфолио. Работы должны не только красиво смотреться, но и побуждать посетителей к размышлениям, подмечает Екатерина:

– В прошлый раз в Красноярске у нас была ледовая фигура, которая называлась «На крючке»: на хвосте огромной рыбы сидел человек с удочкой. С первого взгляда сложно было понять, кто кого поймал. Тогда зрители начинают фантазировать, спорить, искать аргументы.

План композиции супруги ста­раются сделать заранее: чем лучше его проработаешь, тем проще потом на площадке. Но все нюансы предвидеть невозможно:

– В латвийском городе Елгава создавали сюжет по мотивам кино. Работу «В мире животных» мы делали в виде пленки: на кадрах пума бежала за орлом, а тот охотился на хорьков. Какой выбрать финал в этой эволюционной цепочке, должны были решить посетители. Но в художественный замысел уже готовой композиции вмешалась погода: утро выдалось с плюсовой температурой, и голова у орла отвалилась. Поэтому во время выставки слышали подобные диалоги: «Мама, смотри, птичке голову отрубили!» – «Нет, сынок, ее просто догнала пума».

Екатерина Староторжская

Идеальный белый

Самая большая скульптура Артема и Екатерины – рыба на крючке – достигала 4,5 метра в высоту и весила полтонны. Как сооружают подобное произведение? Ребята не таят секретов:

– Чаще всего мастера работают с искусственным материалом, который позволяет фигуре быть идеально белой или прозрачной. С натуральным снегом и льдом такого эффекта добиться сложно. Поверхности блоков (стандартный размер – 100х150 см) нужно выровнять специальными терками, затем смочить водой и быстро склеить. Чтобы добиться идеальной стыковки, можно давить на материал с двух сторон и одновременно делать разрез электропилой. А еще лучше нагреть советским утюгом (только он выдерживает!) металлическую пластину, провести ею по льду и совместить обе части.

Блок за блоком – и вот скульптор уже возвышается с пилой на лестнице в нескольких метрах от земли. Как правило, на объемную фигуру уходит до пяти дней, рассказывает Катя:

– В первый все делаешь не спеша, а в последние сутки орудуешь инструментами 24 часа. Век композиции недолгий, в лучшем случае несколько месяцев, если на улице минусовая температура. Когда фигура тает, это немножко больно. Но я смотрю по-философски на круговорот в природе и верю, что вода все помнит. Снег и лед превратятся в жидкость, она уйдет в землю, испарится, станет облаком и вернется к нам с дождем и позитивными эмоциями, которые люди выражали, глядя на скульптуры.

zubkova@sb.by

Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА и из архива Екатерины Староторжской.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter