«Когда сборной Беларуси забивают гол — плачу, но говорю в микрофон»

Болельщики, которые ходят смотреть футбол на столичный стадион «Динамо»,  привыкли к размеренному голосу судьи-информатора. Уже одиннадцать лет Леонид Бондарович объявляет составы команд, называет авторов голов, сообщает спортивные новости

Леонид  Бондарович  всегда  старается  передать  болельщикам  свои  чувства

Болельщики, которые ходят смотреть футбол на столичный стадион «Динамо»,  привыкли к размеренному голосу судьи-информатора. Уже одиннадцать лет Леонид Бондарович (на снимке) объявляет составы команд, называет авторов голов, сообщает спортивные новости. Сегодня с ним беседует корреспондент «Р». 

— Это случайность или закономерность, что вы сели за микрофон? 

— 17 мая 1996 года проходил матч «Динамо» — МПКЦ (Мозырь). И заболел судья-информатор. В то время я работал менеджером на предприятии «Центр «Динамо-Спорт». И меня попросили сесть за микрофон. С тех  пор постоянно вещаю на стадионе. 

Случайность? Да. Но  так не считаю! 

Мой родной дом – напротив стадиона «Динамо». Переходишь дорогу и окунаешься в спорт. Здесь, на стадионе, я учился ходить, говорить, думать… Когда подрос, катался на велосипеде, играл в футбол, настольный теннис. Представляете, 20 копеек заплатил — и целый час играй в теннис. А зимой заливали каток… 

С бабушкой мы ходили на все футбольные матчи. По сей день помню, как Геннадий Хасин забил великолепный гол легендарному Льву Яшину. 

Учился в столичной школе № 33. И наша школа два года подряд  становилась чемпионом Минска по футболу. Побеждали даже спортивные школы. А знаете, кто играл в этой команде? Владимир Курнев, который учился в параллельном классе. Занимался и легкой атлетикой. Помню, тренер выдал шиповки, так с ними спал: клал под подушку. А еще ходил в музыкальную школу, занимался в кружке художественного чтения, пел в школьном ансамбле.   

— Тем не менее поступили на энергетический факультет Белорусского политехнического института. Случайно, не учились ли на одном курсе с нашим известным телекомментатором Владимиром Новицким?  

— Нет, с Володей наши пути не пересекались. 

— Зато пересеклись с Александром Масляковым…. 

— О да! И не только с ним. В 1972 году команда Белорусского политехнического института стала чемпионом КВН. Кстати, тогда в нашей дружине был и известный ныне композитор Эдуард Зарицкий. А потом были гастроли по всему СССР. 

Мы ездили с группой артистов: Лев Лещенко, Валентина Толкунова, Муслим Магомаев, Валерий Ободзинский, Геннадий Хазанов… И мы смотрели на них, как на богов. 

— Но спустимся на землю… 

— Мне пришлось отработать три года по распределению инженером-энергетиком. Но  семена творчества, что были уже заложены, проросли. Начал писать юмористические произведения. Меня публиковали в «Литературной газете», «Знамя юности», журналах «Крокодил», «Москва»… Даже стал победителем всесоюзного конкурса эстрадных драматургов. Афиши с моей фамилией  расклеивались в Находке, Владивостоке, Магадане… 

— Вы еще и поете хорошо… 

— Я сдавал экзамен по педпрактике студенту консерватории, своему другу, Григорию Харику, также кавээнщику, которому потом присвоили звание «Заслуженный артист Беларуси». 

— Вот почему у вас такой голос, который завораживает зрителей. Но он у вас как-то одной тональности…  

— Не скажите. Я всегда хочу  передать болельщикам  свои чувства. Если команда проигрывает, то пусть поддержат. Если выигрывает — пусть порадуются. Когда сборная Беларуси побеждает, тогда работать намного легче. А когда нам гол забивают? Ужас! Я же ведь тоже болельщик. Переживаю… Иной раз слезы текут. Но надо говорить в микрофон. А когда мы забили? Это бальзам на сердце. Но  должен быть беспристрастным. Иначе соперники обидятся… 

— Я хорошо знаком с Николаем Юрчиком  из Бреста. Он судья-информатор по легкой атлетике. Вел репортажи от Бреста до Петропавловска-Камчатского. Николай признался, что его квартира завалена справочниками, разными бумагами об истории вида спорта. А у вас тоже так?  

— Похожее. Мне ведь приходится комментировать  не только футбол.  Легкую атлетику тоже. Недавно заменял как раз Юрчика. И пришлось перелопатить море литературы. К каждому футбольному матчу надо просмотреть все публикации в газетах, позвонить в штабы клубов… Я должен знать все о командах, игроках, тренерах… Иной раз приходится ворошить целые архивы. Хорошо, что появился Интернет. 

— Наверняка у вас остались впечатления от встреч с именитыми футболистами… 

— У нас, судей, доступ к футболистам ограничен. Поэтому встречаемся, как правило, после матча. Времени – в обрез. Тем не менее парой фраз можно перекинуться. 

Именитые спортсмены оказываются простыми людьми. К примеру, беседовал с Мишелем Платини. Легенда футбола теперь возглавляет европейскую федерацию. Но у него не было даже намека на какую-то звездность. А Дино Дзофф? Он к нам приезжал как тренер сборной Италии. Но к нему мог подойти любой болельщик. Рональд де Бур, Патрик Клюйверт, Петер Шмейхель, Андрей Шевченко, Алессандро дель Пьеро… Я храню фотографии, на которых запечатлен вместе с ними.   

— А самый памятный момент в своей судейской информационной работе помните? 

— О да! Это гол Сергея Герасимца в ворота голландского голкипера Эдвина ван дер Саара! Давно это уже было – в 1998 году. Но он и теперь вспоминается. Мне тогда хотелось выскочить из своей кабины и побежать на поле!  

— Вы еще пишете стихи… 

— Стихи о спорте и спортсменах. Вышел сборник, где есть стихи, посвященные нашим именитым атлетам. 

Постоянно участвую в акции «Спортсмены – детям». Депутаты Палаты представителей Национального собрания Беларуси, именитые спортсмены и тренеры оказывают помощь детям-сиротам, многодетным семьям… В последний раз были в Калинковичах, о чем «Р» писала. Для меня это очень трогательное событие. На мои  стихи сочинили гимн акции. 

Участие в таких мероприятиях не какая-то дань моде. Когда спортсмены приезжают в небольшие города, встречаются с детьми, дают автографы — это здорово! 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter