«Когда руки в глине, я по-настоящему живу»

Корреспондент «СВ» одной из первых поздравила новоиспеченного лауреата.

Среди лауреатов премии Союзного государства в области литературы и искусства за 2013–2014 годы народный художник Беларуси Иван Миско – за серию скульптурных произведений, посвященных покорителям космоса, и памятник русскому писателю С. Т. Аксакову. Корреспондент «СВ» одной из первых поздравила новоиспеченного лауреата.

«Космическая» атмосфера

Который раз переступаю порог мастерской народного художника Беларуси Ивана Миско, а все равно волнуюсь. Ведь до меня здесь побывало столько известных людей – дверь в мастерской Миско автографами гостей исписана до пола. Среди них известные космонавты Петр Климук, Владимир Коваленок, Герман Титов, Георгий Береговой, Олег Новицкий... Бывала здесь и мама Юрия Гагарина – больше двадцати раз. По ощущениям все эти люди до сих пор живут в мастер-ской. Космонавты смотрят на тебя с полок, выглядывают из-за угла, прячутся за коробками на полу. Покорителей звездных просторов скульптор лепит уже более сорока лет. И, несмотря на свой приличный возраст (в феврале скульптору исполнится 82 года), оставлять это дело не собирается.

На часах чуть больше семи утра, а Иван Миско уже в мастерской.

–  Признаться, по натуре я жаворонок, – говорит мастер. – Привык рано вставать. Стараюсь выйти из дома около семи, купить газеты, чтобы просмотреть их в мастерской.  А вот телевизор отсюда убрал – мешает работать. Зато слушаю музыку. Правда, без текста. Слова опять же мешают сосредоточиться.

Кругом скульптурные эскизы, наброски, рисунки. И как только Иван Акимович при этом умудряется запоминать, где что лежит, остается только догадываться!

– У меня всегда есть план работы, – говорит скульптор. – Правда, пометок обычно не делаю, все держу в голове. А начинаю с той работы, которой живу. Тут, вы видите, у меня несколько начатых работ. Заканчиваю третий портрет Олега Новицкого и скульптурный портрет Валентины Терешковой. Вот они, накрытые. «Затормозил» на одной работе – перехожу к другой. Хожу, смотрю,  ищу ошибки.

Смотришь на скульптурные портреты, композиции, эскизы в мастерской Миско – и, признаться, начинает кружиться голова. Интересно, сколько их тут?

– Пытался когда-то пересчитать. Хотя бы автографы на дверях. Сил не хватило! – улыбается скульптор. – Но все работы очень дороги для меня. Это мои воспоминания, своеобразная записная книжка. Может, что-то и забывается. Но когда остаешься с ними один на один, держишь работы в руках, начинаешь вспоминать. Иногда заберешься на полку, просматриваешь работы и вдруг нечаянно наталкиваешься на совершенно забытый эскиз. И думаешь: «А дай-ка я вернусь к нему!»

Кузнец настроения

Этот год начался для Ивана Акимовича с приятной новости – художника удостоили премии Союзного государства в области литературы и искусства.

– Событие большое. Приятно, конечно, что моему творчеству дана столь высокая  оценка, – делится эмоциями Иван Миско. – Друзья и родственники, конечно, тоже обрадовались новости. Правда, пока еще с трудом ей верят. Говорят, мол, ты доказательства предъяви. Но доказательства будут летом на «Славянском базаре», где по традиции чествуют лауреатов премии. А накануне хочу сделать свою персональную выставку в музее Михаила Савицкого. Возможно, в этом году выйдет и мой дневник, который я веду со дня первого полета человека в космос. Очень много материала уже собралось. Хотелось бы реализовать и идею «космического» рельефа космонавтов, выходцев из Беларуси – Петра Климука, Владимира Коваленка и Олега Новицкого, – на одном из зданий в новом микрорайоне Минска, на улице Космонавтов.

Не перестаешь удивляться, откуда у этого человека столько сил, идей и желания творить.

– Мы сами себе задаем настроение. Мы его кузнецы, – убежден Иван Акимович. – Когда у меня хорошее настроение, работаю с удовольствием. И  когда у меня руки в глине, когда я работаю,  чувствую, что по-настоящему живу. Работал даже первого января. Приходит ко мне знакомый и говорит: «Что ты работаешь в праздник? Оставь, отдохни». А я ему отвечаю: «Не мешай. Это мой первый рабочий день в новом году. У меня есть настроение, у меня есть желание и вдохновение. И грех их разменивать на безделье. Мой принцип – ни одной минуты на ветер. Можно сегодня делать – делай. Ты же не знаешь, что может произойти завтра. Любое может случиться...

– А с вами такое случалось? – не могу скрыть любопытства.

– Случалось, конечно. Вот я увидел девушку, влюбился и сразу женился, – улыбается Миско. – Хотя никогда не думал, что женюсь, потому что очень любил свободу.

Иван Акимович вообще любит добрую шутку.

– Перед тем как жениться, будучи студентом решил вылепить скульптурный портрет будущей невесты, – рассказывает лауреат. – И вот каждый день, приходя в мастер-скую, по часу ее лепил. Ходил по улице, наблюдал и вылепил этот портрет. «Какая чистота, какая доброта, какая целомудренность!» – говорили о портрете друзья. Он и сейчас у меня есть. Жена, правда, жутко ревнует к нему: «Вот ты ее больше любишь!» А я говорю: «Да! Потому что прихожу в мастерскую, здороваюсь с ней, и она молчит, глядя на меня добрыми глазами.  А ты, когда прихожу домой, вечно жужжишь», – опят шутит Иван Миско.

Скульптор на орбите

Мастер искренне верит, что скульптуры не только обладают  энергетикой, но способны даже менять судьбы.

– В студенческие годы вылепил портрет под названием «Света». Он был у меня на выставке. Один знакомый вдохновился: такая красивая девушка! Спрашиваю: «Понравилась? Могу дать телефон». Дал телефон, они познакомились и поженились. Так судьба двух людей соединилась через скульптурный портрет! А, возможно, увидев девушку на улице, парень этот никогда и не обратил бы внимания на свою суженую. Это было в конце 1950-х годов. Очень хотелось бы узнать, как сложилась судьба этих людей. Интересно и другое. Делал как-то серию портретов первых Героев Социалистического Труда. Но где они, что с этими трудолюбивыми людьми сейчас – не знаю. А было бы очень здорово узнать. С удовольствием встретился бы с ними и повторил скульптурные портреты, – мечтает Иван Акимович.

Мечтает Иван Миско и о другом: что когда-нибудь космонавты встретятся с инопланетянами.

– Верю, что есть где-то еще жизнь на планетах, – признается скульптор. – Не может быть такого, что только на одной Земле есть жизнь. Постоянно думаю об этом, делаю наброски. Не знаю, сколько сотен лет пройдет, но встреча людей и инопланетян произойдет. Это не только мое мнение, но и многих космонавтов, с которыми приходилось общаться. К слову, я Олегу Новицкому предложил: «Когда в следующий раз полетишь, дам тебе пластилин, вылепишь маленькую фигурку первого инопланетянина на космической орбите. Он говорит: «Я не умею лепить». А я в ответ: «Я тебя научу. И будешь первым скульптором в космосе».

Разговаривая с Иваном Миско, слушая о его мечтах и идеях, просто невозможно поверить, что скульптор разменял восьмой десяток. Он такой романтичный, загадочный, вдохновленный!

– Всегда чего-то хочется. Хотелось бы, например, научиться технологии новых материалов, – говорит Иван Миско. – Художник, живописец, график учиться должны всю жизнь. С удовольствием уехал бы в какую-нибудь страну, поработал в мастерской месяц-два с каким-нибудь скульптором, не важно, пожилым или молодым. Пусть бы ко мне кто-нибудь приехал. Обмен опытом нужен как новый прилив, как вдохновение, как кислород. А вот изменить что-то в своей жизни не хотел бы. Лучше прожить ее так, как прожил. На каждое поколение приходятся и свои страдания, и свои трагедии, и свои радости. Не испытав трагедии не почувствуешь радости. Хорошее и плохое всегда ходят вместе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter