Зависит ли развитие культурной среды от финансирования?

Когда рождаются шедевры

Сегодня в обществе широко обсуждаются вопросы о принципах поддержки сферы культуры. Связано это, в частности, с готовящимся по этой проблематике указом. Документ направлен на обеспечение стабильной работы организаций культуры и других учреждений, которые проводят культурно-зрелищные мероприятия. Зависит ли развитие творческой среды от финансовой помощи со стороны государства, какую роль здесь играют спонсорские деньги. И вообще, как связано духовное с материальным? Об этом размышляют наши эксперты.

Фото  pixabay.com

Без финансов нет романсов 

Сейчас время возвратило человека к первичным потребностям: безопасность, здоровье, еда, кров… Простой врач ценится выше, чем талантливый шоумен или артист. Инстинкт самосохранения отметает все лишнее. Но я уверен, что в такие моменты нельзя жертвовать культурой, образованием, другими областями нематериального производства, которые являются озоновым слоем всей нашей человеческой жизни. Достаточно вспомнить опыт Великой Отечественной войны, когда в один из самых трагических периодов нашей истории театры не закрывали, коллективы не расформировывали, а отправляли в эвакуацию. И сколько замечательных произведений, спектаклей было создано во время войны. В тяжелые моменты внимание государства к культуре никогда не ослабевало, наоборот, предпринимались более трепетные шаги по ее сохранению. Культура и образование — самые зависимые отрасли, они не могут существовать без государственной поддержки. И никогда не существовали без нее. Всем известно, что Мольер так плодотворно творил, потому что его театр финансировал Людовик XIV. Театральная деятельность невозможна без государственных дотаций, если мы говорим о серьезном репертуарном театре… Антреприза — это другое искусство, у нее более явная коммерческая направленность. Развитие всей нашей культурной среды и театральной, в частности, без финансовой поддержки государства невозможно. Тогда это развитие просто остановится. Культура начнет выживать, а для этого, к сожалению, будет вынуждена снижать художественную планку.

Рождение любого творческого замысла — загадка. Это как неуловимая формула любви, ее невозможно предсказать и предугадать. И конечно, наличие финансовой составляющей не гарантирует наличия шедевров… Но нужно поддерживать культурный слой и культурную среду на определенном уровне, и тогда есть шанс, что со временем может появиться что-то интересное и выдающееся. Тем более сегодня сфера высокого остро нуждается в помощи: театр, кино, музыкальные исполнители поставлены в тяжелые условия. Нет зрителя, нет живого общения и настоящего контакта. Все показы в онлайн-режиме все-таки не дают ощущения полноценного искусства. 

Стабильная государственная финансовая поддержка мотивирует творческое развитие и молодых талантов. Нужно только тщательно отбирать проекты, достойные этой поддержки. И вкладывать деньги в действительно талантливые имена и идеи. Я жил в 1990-е годы, когда финансовая ситуация в культуре была непростой. Прекрасно помню это время, появлялись эксперименты, но не могу сказать, что тогда было создано что-то из ряда вон выходящее уровня Антонена Арто или Бертольда Брехта. Художники были вынуждены больше думать о хлебе насущном, чем о творчестве. А для творчества нужна уверенность в завтрашнем дне. 

Искусство интересно тогда, когда содержательно. Хотя широкий массовый зритель в основном отдает предпочтение развлекательному жанру, серьезное содержание его пугает, но это уже другой вопрос. 

Конечно, государственное финансирование не всегда гарантирует появление художественного открытия. Творчество — это всегда тайна. Когда я ставил спектакль «Адвечная песня», не думал о результате, шел за своей интуицией. Но вдруг спектакль стал получать призы на театральных фестивалях, у него появились свои поклонники, его высоко оценили критики. А я делал только то, что мне интересно. В некотором смысле я поставил его вопреки всем законам режиссуры. Другой пример — спектакль «Бег», когда я все знал про творчество Михаила Булгакова и исторические события, связанные с этой пьесой. Мне была понятна каждая фраза. Это два разных подхода. Но для меня, по художественному результату, они оба одинаковые. 

В профессии я — реалист и работаю, принимая во внимание финансовые возможности и условия проекта. Думаю, никто из коллег, как и я, никогда не скажет: «Нет денег — работать не буду». Театр должен быть зрелищным, с одной стороны, но с другой — буржуазная сытость и богатство ему тоже вредят. Потому что нет ничего хуже в творчестве бесцельно и бессмысленно потраченных денег. Знаю одно: выручкой со спектаклей на ремонт здания не заработаешь. Мы всегда рассчитывали и будем рассчитывать на государственную поддержку. В ней залог развития культурной почвы страны.

Сергей Ковальчик, художественный руководитель Национального академического драматического театра им. М. Горького 

Для развития важен внутренний импульс


Наличие в культурной среде достойных предложений и творческих событий, талантов и выдающихся имен, на мой взгляд, зависит не от финансов, а от внутреннего состояния человека, содержательности его идей, стремлений и задач. От его мировоззрения, понимания законов мироздания, его целей. Мы много говорим о бюджете того или иного проекта, о том, сколько собрал в прокате очередной голливудский фильм, и мало говорим и думаем о душе человека. Забываем, что главный вопрос в творческой деятельности — к чему по-настоящему стремится сам художник и творец, какие задачи перед собой ставит. Деньги не прибавляют таланта, они нужны только для того, чтобы осуществлять уже готовые планы. Настоящий художник не говорит: «Дайте мне, пожалуйста, денег, и я сделаю вам шедевр». Такого никогда не было. Всемирная история знает немало примеров, когда удивительные произведения создавались практически в нищете. А скольким талантам бедность не помешала проявить свое дарование! Если человек талантлив и интересен, он сначала предлагает как бы продукт своего интеллектуального развития, а не просит денег. Только после этого заинтересованные лица и государство решают, помочь художнику или нет, поддержать и развить направление, в котором идет человек, или отдать приоритет другому вектору. 
Нельзя рассматривать культурную среду только с точки зрения финансов. Есть разные организации и сферы, которым надо помогать безоговорочно. Это народное и фольклорное творчество, этнографические коллективы, которые работают с наследием нашего этноса, художественная самодеятельность. Всем им надо помогать. Из них потом появляются лепестки культуры. 

Настоящий творческий человек никогда не будет сидеть без дела и ждать, что его заметят. Не будет требовать грантов, дотаций, государственной или спонсорской поддержки. Нет, творческий человек будет создавать художественный продукт и произведение, полезное обществу, а не ему самому. Как писал поэт Борис Пастернак: «Цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех». 

Вера, стремление и любовь к своему делу помогали преодолеть все трудности в 1990-е годы. Я помню, что тогда была большая внутренняя сила, чтобы двигаться вперед. Творческие люди верили, что нужны обществу. Это окрыляло и давало силы. И сегодня я чувствую, что культура, творческая среда нужны нашей стране. 

Я не считаю, что художник, тот же актер, должен быть голодным. Художник не должен думать о том, чем он будет кормить семью, во что одевать и чем платить. Художник должен заниматься своим делом, творчеством. У него должна быть простая финансовая подушка безопасности без излишеств. Возможность заплатить за квартиру, электронные устройства коммуникации, накормить семью, отдохнуть в отпуске. 

Система грантов и поддержки молодых талантов, конечно, должна существовать. Она ставит перед собой благородные задачи. Но не стоит забывать, что многие профессиональные знания все же передаются из рук в руки, от мастера к ученикам. Понимание сути профессии дает только постоянное обучение и нахождение рядом с более интересным, умным и опытным человеком. Рядом с молодым дарованием должны находиться педагоги, учителя, личности, которые не просто досконально знают профессию, но и благосклонно относятся к проявлению новых идей, умеют это новое понять и оценить, а также обладают большим терпением. 

Виктор Васильев, актер, председатель Белорусского союза кинематографистов
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter