Когда режиссеры нагло врут?.. Ежи Гофман и "Беларусьфильм"

Кто не помнит знаменитую польскую мелодраму «Знахарь»? А тем, кто не помнит, каналы нашего телевидения вот уже 23 года не дают о ней забыть. В Польше в год выпуска фильм стал рекордсменом по числу зрителей. Никакие мексиканские или бразильские сериалы не шли в сравнение. В отличие от заокеанского «мыла» фильм «Знахарь» подкупал своим подлинным (хотелось написать «социалистическим») реализмом. Вообще-то, по поводу соцреализма удивляться нечего. Постановщик картины Ежи Гофман закончил наш ВГИК в 1955 году. Позже в Варшаве Ежи Гофман вместе с Эдди Скужевским работал в документальном кино, и только спустя семь лет оба перешли в игровой кинематограф. Искрометный юмор, острокомедийные актеры, неудержимый фонтан выдумки сделали комедию «Гангстеры и филантропы» (совместно с Э.Скужевским, 1962-й) любимым фильмом зрителей всей Восточной Европы. Может, западники не столь тонко чувствовали юмор, но наш социалистический зритель буквально умирал со смеху, когда идеально спланированное и блистательно исполненное ограбление банка проваливалось лишь из-за того, что вернувшиеся после ограбления злодеи заставали свою машину… без колес, поставленную на кирпичи. Так знакомо! Ежи Гофман утверждает: — Не верьте тем режиссерам, которые говорят, что их не интересует оценка зрителя. Они просто врут. Врут нагло! Сразу после фильма он был удостоен Государственной премии Польши. И вдруг Ежи Гофман обращается к сложнейшему творчеству классика польской литературы XIX века, наполовину белоруса Генрика Сенкевича – «Пан Володыевский» (1969). Сенкевич неоднократно бывал в Беларуси. Собирал материал в Островецком районе нынешней Гродненской области. Поэтому Ежи Гофман все чаще стал наведываться в наши края, тем более что русским он владел еще со времен ВГИКа. В центре Варшавы на улице Пулавска есть небольшой дом. Здесь расположены дирекции нескольких студий художественных фильмов. В том числе студии Ежи Гофмана. Мне посчастливилось встречаться там с веселыми, искренними и вместе с тем очень деловыми хозяевами дома. В то время шла подготовка к совместному белорусско-польскому кинопроекту «Витовт», увы, так и не реализованному. Совсем рядом с улицей Пулавска, на параллельной, расположен парк Лазенковски с роскошным дворцом Бельведер. Но Бельведер, ныне музей, сам парк – все здесь говорит о величии былой Польши, о ее высокой культуре, о политическом значении. Кинематографисты здесь – частые гости, и, быть может, такое соседство навевает думы о польской или, точнее, славянской истории. Ежи Гофман решается на вторую экранизацию Сенкевича – романа «Потоп». Фильм, как и роман, посвящен борьбе поляков против шведских интервентов. Но не в Швецию едет Ежи Гофман, а на «Беларусьфильм». Здесь, на нашей студии, готовятся павильоны. На натурной площадке в Смолевичах выстроен целый комплекс декораций для эпопеи «Потоп», в эпизодах и на вторых ролях – наши белорусские актеры. Помимо прочего, все критики мира отмечали великолепные натурные съемки, но мало кто знал, что показывают они нашу белорусскую благодать. Работа началась в 1971-м. К этому времени у нас с Андреем Макаенком уже был готов сценарий по пьесе Янки Купалы «Павлинка». Нам очень понравилась выстроенная Гофманом в Смолевичах декорация хутора – ну типичная усадьбочка шляхтича Криницкого, отца Павлинки. Неделю я мысленно репетировал беседу с Ежи Гофманом, хотел просить разрешения снимать в его декорации. А встреча получилась короткой и легкой. — Снимать в моей декорации в следующем году? Да, пожалуйста! Мы все равно будем ее сохранять, пока не смонтируем фильм целиком, а это будет только в 74-м! Славу у меня все равно не украсть, а с тебя коньяк! Вот так получилось, что в этой немного достроенной декорации снят весь фильм «После ярмарки» («Павлинка»). За «Потоп» Ежи Гофман получил свою уже третью Государственную премию. Острослов, балагур, неистощимый анекдотчик и ядовитый шутник, Ежи Гофман умеет за кратчайшее время становиться центром любой веселой компании. С ним интересно всегда и везде. В прошлом году мы встретились на «Золотом витязе» в Калуге, и я все же спросил, как в наши сложнейшие экономические времена можно было снять такой блокбастер, как «Огнем и мечом». — Да, заложили все имущество, в том числе личное, машины, дома, квартиры, чтобы получить кредит. Кстати, фильм «Огнем и мечом», где снимались актеры Александр Домогаров, Богдан Ступка, окупился в Польше за несколько недель проката. А потом пошел по всему миру и приносил чистую прибыль. Ведь фильмы Гофмана всегда рассчитаны на зрительский успех. В марте этого года крупнейшему польскому режиссеру — 72 года. Про покой он и не думает: недавно закончил съемки фильма «Древние сказания». Можно еще перевести как «Старинное предание» — «Stara Basn», но уж никак не «Старая башня», как это сделали россияне в своих рекламах. Фильм посвящен периоду отхода от язычества и образованию польского государства, а еще, как всегда, всепоглощающей любви. Героиню, кстати, играет российская актриса Марина Александрова. Надеемся, скоро и наш белорусский зритель сможет насладиться новыми работами яркого выдумщика, талантливого режиссера с мировым именем Ежи Гофмана. P.S. Когда материал готовился к публикации, из Москвы пришла весть: в театре «Современник» состоялась премьера спектакля «Бесы» по Достоевскому. Режиссер — Ежи Гофман.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter