Когда растают льды…

Или прирастить Россию шельфом К Северному полюсу идет морская полярная экспедиция «Арктика-2007» под руководством депутата Государственной думы и известного полярника Артура Чилингарова. Он обрисовал цели и задачи интернациональной команды – детально изучить строение дна океана в приполюсном районе, а также провести ряд уникальных научных исследований. Что за этим кроется, уже ни для кого не секрет.

Россия открыла обширный и неспокойный фронт действий на северном направлении – полным ходом идет подготовка целого пакета документов, которые в 2009 году нужно будет представить на рассмотрение Комиссии ООН по границам континентального шельфа. Пакет должен содержать доказательства, обосновывающие намерения Москвы разрабатывать обширные территории Северного Ледовитого океана на эксклюзивной основе. Для этого требуется убедить членов комиссии, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева являются непосредственным продолжением российского континентального шельфа.
Затея, конечно, интересная. Любой стране не помешают новые территории, особенно богатые природными ископаемыми. Мы можем рассчитывать на разработку месторождений в приполюсных районах на территории около 1,2 миллиона квадратных километров, с прогнозным запасом углеводородов около 10 миллиардов тонн условного топлива.
Однако на эти богатства облизываются и наши соседи. Протесты четырех полярных государств – США, Канады, Дании и Норвегии – раздавались уже пять лет назад, когда Москва впервые открыто заявила о своих намерениях. Вслед за Россией Дания тоже взялась за научные исследования, полная намерений доказать, что подводный хребет Ломоносова является продолжением не Российского материка, а Гренландии.
Пока это было чисто научной, плюс немного исследовательской проблемой, особых страстей вокруг указанного района не разгоралось. Ну лежат клады на глубине пять тысяч метров под тяжелыми льдами – и пусть себе лежат. Но как только кто-либо поспешит единолично их присвоить, тут же ярким пламенем вспыхнет конфликт. Так уж повелось в нашем алчном мире.Неудивительно, что планы Москвы по освоению Арктики вызвали настоящую истерику по другую сторону океана. Откуда посыпались обвинения в бесцеремонном захвате Северного полюса. 
И это понятно: подо льдами – как минимум 40 миллиардов баррелей нефти и четверть мировых запасов природного газа. Северные державы с нетерпением смотрят в будущее – по прогнозам метеорологов, к 2040 году от северной ледовой шапки не останется и следа. Это открывает огромные перспективы – появятся новые транспортные пути, новые возможности по освоению ресурсов. Хороший повод для выяснения отношений.
Однажды Москва уже заявляла свои права на территории внутри треугольника Мурманск – Северный полюс – Чукотка. И никто не стал спорить, когда в 1926 году Президиум ЦИК СССР под руководством Калинина в одностороннем порядке объявил эти пространства суверенной территорией Советского Союза.
Хотя, собственно, на «ледяную пустыню» никто тогда и не покушался.
Десять лет назад Россия ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года. Этим шагом были ограничены до 200 морских миль пределы континентального шельфа, где нам принадлежит исключительное право на разработку полезных ископаемых. Не первый раз мы «разбрасываемся» территориями – стоит вспомнить Аляску, которая ушла к американцам за смешные деньги.
Однако упомянутая Конвенция, которая подрезала крылья нашим амбициям, одновременно предлагает и легальный способ прирастить размеры нашего шельфа. Для этого необходимо научными методами доказать, что континентальный шельф страны простирается дальше положенных 200 морских миль, – и тогда вся эта территория ваша для добычи любых полезных ископаемых!
Говорят, даже лед здесь не помеха. В Центре энергетических исследований РАН сообщили, что месторождения в приполюсных районах можно начинать разрабатывать даже подо льдом. Норвежцы занимаются подобными проектами с начала девяностых, помещая добывающие станции полностью под водой и качая сырье по трубам, проложенным по морскому дну.
Но сами мы подобные полуфантастические технологии пока не потянем. Без привлечения зарубежных партнеров не обойтись. Как и при разработке Штокмановского месторождения, где тоже фигурируют тяжелые льды, способные, словно бритвой, срезать обычную морскую буровую платформу.
Удастся ли России отстоять свои права на ресурсы арктического дна, сейчас не возьмется сказать никто. Еще больший вопрос – сумеем ли мы самостоятельно «проглотить» такой огромный кусок, если докажем права на него? Однако в масштабный международный конфликт по этому поводу мы уже втянулись. Как будто их и без того у России мало.
Да еще и пиар затеяли грандиозный. На двух кораблях – флагмане российского научного полярного флота «Академик Федоров» и атомном ледоколе «Россия» – собрались не только ученые, полярники и исследователи, но и группа «гостей» – политиков и бизнесменов. Есть приехавшие из-за рубежа, в том числе шведский бизнесмен и почетный полярник России Фредерик Паулсен, гражданин Австралии – Майк Макдауэлл, а также ни много ни мало арабский шейх. Без него, конечно же, не обойтись!
И даже погружаться на двух глубоководных аппаратах – «Мир-1» и «Мир-2» в районе Северного полюса акванавты и vip-гости будут не просто так, а чтобы опустить на дно капсулу с российским флагом и посланием потомкам. Глубже уже некуда!
Впору вспомнить 2002 год, когда группа отечественных политиков во главе с начальником управления Федеральной погранслужбы установила пограничные столбы на Северном полюсе и погранзаставе Земли Франца-Иосифа. Но тот год оказался несчастливым для России в ее притязаниях на «полярные владения».
Как бы не сглазить и в этот раз.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter