Когда распахнется «одно окно»?

В очередях за справками еще придется постоять
В очередях за справками еще придется постоять

Несколько месяцев назад корреспондент «СБ» обратил внимание на одну достаточно острую для многих из нас житейскую проблему. Речь шла о том, что, задумав сделать в своей квартире даже простейшую перепланировку, придется обойти в зависимости от сложности задуманных перемен от 8 до 21 инстанции. Потратив на это приблизительно год жизни, уйму нервов и немало собственных сбережений. Чуть позже наша газета писала и о трудностях, с которыми приходится сталкиваться людям, вынужденным обратиться в Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру (бывшее БРТИ). Ситуация вырисовывалась, прямо скажем, малопривлекательная — особенно на фоне жесткого требования Главы государства: «...Надо изменить сложившийся почти за век порядок взаимодействия «человек — бюрократ». Создать систему, при которой не человек бегает по кругу за справками, а учреждение по заказу гражданина добывает всю справочную информацию...» Наиболее эффективным инструментом подобных преобразований был назван принцип так называемого «одного окна». Чтобы проверить, насколько далеко удалось продвинуться в реализации этого принципа на практике, мы снова заглянули в упоминавшееся агентство по государственной регистрации.

Признаться, экскурсия в пресловутое здание по Войсковому переулку в Минске, где концентрируется основной поток клиентов бывшего БРТИ, особого оптимизма пока не внушила. Количество томящегося в очередях народа, конечно, было не запредельным, однако и благостной обстановка совсем не выглядела. Люди с суровыми выражениями лиц нервно переминались с ноги на ногу, кто–то пытался протиснуться поближе к информационному стенду, особо разочаровавшиеся позволяли себе даже далеко не литературные комментарии окружающей действительности. Словом, реалии совсем не стыковались с идеей «одного окна». Поэтому пришлось обратиться за комментарием к заместителю директора Минского городского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру Николаю Вилькоту. Его монолог был одновременно эмоциональным и предельно откровенным:

— Сомневаться в полезности принципа «одного окна» никому не придет в голову, ведь он призван максимально облегчить процесс взаимодействия простого человека и чиновника. Однако внедрять эту идею в повседневную практику в рекордно короткие сроки — значит заниматься ее дискредитацией. Поясню это на примере нашей организации. С мая прошлого года вступил в действие закон о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, в соответствии с которым Комитетом по земельным ресурсам утверждены перечни документов, необходимых для государственной регистрации. И эти перечни произвольно изменить нельзя. Даже наша компьютерная программа настроена таким образом, что она не сможет выдать необходимый документ при отсутствии определенных законом сведений. А сами акты, справки и заключения готовятся органами разной подчиненности — администрациями районов и города, ЖЭСами, банками, землеустроительной службой, Министерством охраны окружающей среды и т.д. Всего где–то 20 — 25 организаций. И при таких условиях создать службу «одного окна» очень непросто. По крайней мере, этот вопрос нужно очень серьезно продумать и не решать его наскоком. Вот, к примеру, ситуация. Приходит к нам пожилой человек и выясняется: у него не хватает справки, подтверждающей, что кредит в банке он не брал. Регистратор, чтобы не гонять старика, отправляет в банк запрос с просьбой подтвердить или опровергнуть необходимые сведения. И получает ответ: «В соответствии с законом эта информация является конфиденциальной и предоставляется только лично заявителю». Так что для организации «одного окна» нужно в первую очередь договориться между собой представителям различных заинтересованных ведомств. А кроме того, совместить различные законы и нормативные акты, внеся в них соответствующие изменения. Все остальное — второстепенно. Допустим, с технической точки зрения совсем не сложно закольцевать в единую систему базы данных всех структур, участвующих в подготовке документов...

Тем не менее надо признать, что, несмотря на указанные Николаем Вилькотом трудности в осуществлении принципа «одного окна», уже сейчас в этом направлении наметились позитивные сдвиги. В частности, с 15 января регистраторы агентства по государственной регистрации замкнули на себя прием заявлений от физических лиц и выполнение всех видов работ, связанных с предоставлением земельных участков. Кроме того, многое делается для избавления от очередей: закуплено более 100 компьютеров, существенно увеличен штат регистраторов. В прошлом году агентство закончило ремонт трех своих помещений, что позволило довести количество окон, в которых принимаются и выдаются документы, до 27. А если государство поможет с финансированием, то через год–полтора может быть отремонтировано выделенное агентству здание бывшей школы на улице Серафимовича и там удастся организовать работу еще порядка 30 окон по приему и выдаче документов.

Что ж, перспективы работы агентства по государственной регистрации понятны. С мерами, которые предпринимают некоторые другие ведомства в организации работы по принципу «одного окна», можно познакомиться, прочитав выдержки из официальных сообщений, пришедших в ответ на наше расследование о мытарствах узаконивания перепланировки квартиры. Их мы публикуем на этой полосе отдельно.

Пока не получилось выяснить, какими наработками в поднятой сегодня проблеме может похвастать Мингорисполком. В одном из управлений корреспонденту «СБ» пояснили, что сейчас пока аккумулируются все поступающие предложения по реализации принципа «одного окна». А в комитете по экономике знают только, что подготовлена программа мер по выполнению соответствующих поручений Президента, но озвучить хотя бы несколько конкретных положений этой программы затруднились. Правда, в процессе подготовки материала удалось познакомиться с аналитической запиской, подготовленной Минским научно–исследовательским институтом социально–экономических и политических проблем. Ее автор, доктор экономических наук А.Лученок, в частности, полагает, что в Минске режим «одного окна» целесообразно создавать в таких службах, как управление жилищного хозяйства, Комитет архитектуры и градостроительства, Комитет по труду и социальной защите, подразделения департамента по гражданству и миграции, Государственный комитет по землеустройству, геодезии и картографии. Для этого необходимо внести ряд изменений в некоторые законы и подзаконные акты, разработать и утвердить единый реестр документов, выдаваемых органами исполнительной власти, сформировать временную городскую комиссию по введению режима «одного окна», которая должна прежде всего разработать схему подготовки, согласования и выдачи каждого из документов. По мнению ученого, услуги «одного окна» должны оказываться населению безвозмездно, а организациям — на платной основе.

Словом, подытоживая всю полученную информацию, можно констатировать: несмотря на существующие трудности так называемого переходного периода, необходимость существенной ревизии законодательной базы и преодоление ведомственной разобщенности, государственная машина все же приступает к нелегкому процессу собственной дебюрократизации. И первые, пусть пока еще и не совсем уверенные шаги на этой стезе уже сделаны. Но, может быть, стоит все–таки ускориться с реформированием?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter