На что может рассчитывать сегодня выпускник вуза

Когда работать невтерпеж

У выпускников вузов Беларуси и России сейчас активный этап сдачи госэкзаменов и защиты дипломных работ. А это означает, что через месяц‑другой на рынок труда Союзного государства выйдут сотни тысяч молодых специалистов: с горящими глазами и высокими запросами, но практически без опыта работы. Что ждет их? И ждут ли вообще? «СОЮЗ» разбирался с проблемой.

Увы, в России отсутствует механизм трудоустройства выпускников, даже тех студентов, кто учился на бюджете. 
валерий матыцин/ ТАСС

«Ищу работу после окончания вуза и никак не могу найти! Посылаю резюме, обзваниваю отделы кадров, хожу на собеседования, но все безрезультатно. Никто не хочет возиться с «полуфабрикатом». По специальности уже перестала искать. Хочу узнать мнения и советы людей, которые оказывались в моей же ситуации и с нуля начинали карьеру!» — вот такое обращение разместила на одном из сайтов поиска работы москвичка Лана.

«Мой 22‑летний сын в прошлом году долго не мог найти работу после окончания университета, прошел около 50 собеседований, и везде ему отказывали из‑за отсутствия опыта», — жалуется мама другого безработного.

Подобных историй — тысячи. Что же делать?

Самый распространенный совет в соцсетях от таких же «друзей по несчастью» — устроиться пока куда‑нибудь по специальности «за еду» (то есть на маленькую зарплату), зарекомендовать себя. А через год‑два претендовать уже на более высокие позиции. Если бы все было так просто...

Увы, в России отсутствует механизм трудоустройства выпускников, даже тех студентов, кто учился на бюджете. Нет и обязательного распределения с отработкой по специальности в течение трех‑пяти лет, как это было, к примеру, в советское время. В апреле прошлого года вопрос трудоустройства молодых специалистов поднимался в Госдуме РФ: зампредседателя Комитета по образованию и науке Борис Чернышов заявлял тогда, что депутаты рассматривают возможность разработки законопроекта, предусматривающего обеспечение выпускников российских вузов первым рабочим местом. Пока такой законопроект не принят.

В итоге имеем сегодня следующую картину: при общем дефиците рабочих мест вчерашний студент попадает в одну из самых уязвимых ниш. И это становится уже серьезной государственной проблемой. Судите сами: по данным мониторинга трудо­устройства за 2017 год, проведенного мин­обрнауки (это самая свежая статистика), безработица среди выпускников вузов находится на уровне 25%. При том, что молодежь от 20 до 29 лет на российском рынке труда составляет 24% от общей численности трудоспособного населения (данные Федеральной службы государственной статистики за 2017 год).

В среднем на одно рабочее место претендуют сегодня примерно 8 молодых специалистов. Наиболее востребованы выпускники ведущих российских вузов — МГУ, СПбГУ, ВШЭ. Лидерами по трудо­устройству студентов являются вузы с категорией НИУ (научно‑исследовательские университеты). Однако даже среди этого сегмента занятость выпускников не превышает 82%.

Есть для сложившейся ситуации объективные причины: эксперты указывают на то, что российский рынок труда в целом характеризуется дисбалансом спроса и предложения. Что уровень взаимодействия между работодателями и вузами крайне низкий. Что наблюдается серьезное несоответствие между личными предпочтениями студентов в выборе профессии и потребностями экономики. Кроме того, образовательные программы часто оторваны от практики. В итоге вчерашние студенты оказываются не готовы к работе.

Как же повлиять на ситуацию? Единого рецепта, увы, нет. Конечно, государство может попытаться выровнять дисбаланс путем снижения квоты бюджетных мест в вузах (что уже и делается в отношении некоторых специальностей). Можно было бы также обязать работодателей брать на работу определенный процент молодых специалистов. Но это лишь временные меры.

Эксперты рынка труда сходятся в том, что и сами вузы должны действовать более креативно: включать в свои программы на старших курсах мастер‑классы от рекрутерских агентств, организовывать выпускникам стажировки в профильных компаниях. Было бы неплохо, если бы систему таких стажировок поддержало государство.

Некоторые передовые университеты уже предлагают студентам обучающие программы, нацеленные на развитие так называемых надпрофессиональных компетенций (развитие аналитических способностей, IT‑грамотность, деловой английский). У таких выпускников шансы найти работу повышаются в разы.

Впрочем, мечтая о престижной работе, не стоит забывать, что хороший старт — это еще не вся карьера. Так, основатель империи ИКЕА миллиардер Ингвар Кампрад начинал с продажи соседям спичек, а владельца крупнейшего китайского интернет‑магазина Alibaba, самого богатого человека Китая, Джек Ма в свое время не брали на работу даже в местный KFC.

А КАК В БЕЛАРУСИ?

ВЫПУСКНИКИ белорусских университетов и колледжей, которые учились на бюджетном отделении, вместе с дипломом и аттестатом получают и направление на первое рабочее место. Ребятам предстоит отработать два года по распределению. Причем первая работа, подтверждают в вузах, должна быть по специальности. Сложнее платникам: с дипломом на руках вакансии им предстоит искать самостоятельно, а для молодого экономиста, инженера или юриста, да еще и без опыта, это непростая задача. Неслучайно с каждым годом все больше выпускников и платного отделения делают выбор в пользу распределения: по закону у них есть такое право. А в новой редакции Кодекса об образовании эту возможность обещают подкрепить еще и всеми бонусами молодого специалиста, отучившегося на бюджете. В прошлом году, кстати, более 1.000 студентов‑платников различных специальностей обратились с просьбой помочь с трудоустройством и направить их по распределению. 

Впрочем, и платники, и бюджетники стараются как можно раньше заработать трудовую копейку. Многие студенты еще во время учебы подрабатывают по будущей специальности. И тех, кто приглянулся работодателю, зачастую затем берут в штат. Но как показывают различные опросы, все больше ребят уже в 17—18 лет трудятся в тех сферах, где готовы обучить и доверить работу человеку без стажа и специальных умений. В итоге в списке самых популярных стартовых профессий — продавцы‑консультанты и секретари, операторы кол‑центров и распространители различных рекламных листовок, официанты и бармены. Часто с первым трудоустройством опять‑таки помогает университет, устраивая своих студентов на время каникул в студотряды и на другие рабочие вакансии. 

Что предлагают? На сайтах по поиску работы картина следующая: неопытному продавцу‑консультанту готовы платить от 500 белорусских рублей (16.600 российских), курьеру — от 350 (11.000 российских), бариста — от 750 (23.400 российских), грузчику и разнорабочему — от 720 (22.500 российских), менеджеру — от 600 до 2.500 (19.000 — 78.000 российских), риелтору (правда, тут нужны хотя бы минимальные знания по экономике или юриспруденции) — от 1.000 (32.000 российских). А вот для системного администратора или оператора кол‑центра размер зарплаты скажут лишь по результатам собеседования. 

pasiyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter