Источник: Знамя юности
Знамя юности

Украл палку сервелата, бутылку дорогого виски, банку энергетического напитка. За что могилевских подростков отправляют в спецучилища, и как помогают стать на путь исправления

Когда профилактика бессильна

К сожалению, воспользоваться стартовыми возможностями, сделать шаг к изучению будущей профессии, развиваться творчески получается не у всех подростков. Есть те, кто идет совсем по другому пути – конфликта с обществом и законом. Как помочь ребятам разрешить такие противоречия? Всегда ли профилактические беседы и административные наказания достигают цели? Почему «путевка» в спецшколы – порой единственная возможность заставить задуматься о своих поступках и их последствиях?

коллаж Татьяна Горбач

Наушники и носки

К 16-летнему воспитаннику одного из могилевских колледжей Кириллу у администрации, педагогов, мастеров было много претензий еще до того, как подросток попал в поле зрения комиссии по делам несовершеннолетних. Буквально с первых месяцев учебы колледж поставил парня на внутренний контроль. Причины веские: Кирилл прогуливал занятия, нарушал распорядок в общежитии. Периодически появляющийся запах алкоголя тоже не украшал «портрет» будущего электросварщика. А в мае прошлого года он за день трижды обокрал один из сетевых могилевских магазинов. Старший помощник прокурора Могилева Елена Дубровская приводит перечень похищенного:

– Учащийся колледжа украл палку сервелата, бутылку дорогого виски, банку энергетического напитка.

Вора удалось вычислить, и оценку его поступкам дали уже на заседании комиссии по делам несовершеннолетних. Но никаких выводов из этого подросток не сделал. А через неделю вновь повторил подобный вояж – на этот раз, чтобы порадовать себя ворованными наушниками и носками. И заработал очередное предупреждение.

Такая крайняя мера

Зампредседателя комиссии по делам несовершеннолетних администрации Ленинского района Могилева Людмила Иванчикова констатировала, что многочисленные предостережения не заставили молодого человека пересмотреть взгляды на жизнь:

– К сожалению, он не использовал возможности для личностного, профессионального, образовательного роста, которые ему предоставило государство. Нарушал общественный порядок в общежитии, сбегал с занятий, оскорблял однокурсников и даже бродяжничал. Профилактическая работа – а она длилась больше года! – результата не дала.


Заседание суда, где рассматривался вопрос о дальнейшем статусе Кирилла, прошло в колледже. Решение о направлении в спецучилище стало для подростка холодным душем. В закрытой школе он пробудет до своего совершеннолетия, которое отметит весной будущего года. Елена Дубровская заверила:

– Определение подростков в спецучреждения, разумеется, – крайняя мера. И она применяется только, когда использован весь комплекс профилактических воздействий. А он внушительный: свою помощь и поддержку оступившемуся готовы предложить педагоги, воспитатели, администрация. Факты свидетельствуют: родители многих несовершеннолетних, которые перешли черту, тоже имели проблемы с законом, вели асоциальный образ жизни либо не хотели работать. Но выбор – по какому пути пойти – есть всегда. Колледж предоставляет возможность получить востребованную профессию, которая может стать стартом для дальнейшего карьерного роста. При этом воспитанники находятся на полном гособеспечении, им также гарантировано первое рабочее место. Однако используют такой шанс не все.

Осталась погостить

Семью, где выросла 15-летняя Лиза, маргинальной не назовешь. Родители позаботились о том, чтобы у дочки дома было удобное место для занятий и отдыха, инте­­ресо­ва­лись ее делами в школе. А когда девочка после девяти классов захотела вы­учиться на швею и парикмахера, были на связи с преподавателями колледжа. Тем не менее, взаимопонимание отцов и детей в их семье оставляло желать лучшего. Елена Дубровская рассказала:

– В прошлом году девушка на несколько дней пропала, и мать была вынуждена обратиться в милицию. Телефон Лизы не отвечал – как выяснилось позже, из-за минусового баланса. Нашли ее в компании подруг, где воспитанница колледжа осталась погостить с ночевкой и задержалась.

И раньше Лизу пытались предостеречь от увлечения спиртным. В «веселых» компаниях за распитием вина или пива ее заставали не раз. Мало того, были случаи, когда подобные «развлечения» приходились на ночное время. Лиза также не стеснялась появляться навеселе в общественных местах. А однажды даже превзошла саму себя: поспорив со сверстницей, выяснить отношения решила с помощью кулаков. Елена Дубровская делится подробностями:

– Ударила приятельницу в лицо. Та не удержалась – упала. В итоге медики констатировали у пострадавшей закрытый перелом костей носа и травму головы.

Неуд по поведению

Возраста ответственности по уголовной статье подросток еще не достигла. Но и без внимания такой «выпад» не оставишь, тем более что Лиза много раз нарушала общепринятые нормы поведения. Педагоги и мастера признали, что учащаяся не проявляла интереса к учебе и уважения к педагогам. Родители тоже не были для нее авторитетом. Иногда казалось, что девушка прислушивалась к предостережениям участкового инспектора по делам несовершеннолетних. Но потом опять все повторялось: Лиза пропускала занятия, проводила время в сомнительных компаниях. А взрослым лгала.

Психолог высшей категории Могилевской областной психиатрической больницы Ирина Барановская напомнила, что подростковый возраст полон противоречий:

– Именно в этот период точки кипения достигает так называемый конфликт отцов и детей. Что касается агрессии и противоправных поступков, то подобное часто встречается у подростков, родители которых не в ладах с законом. Если в детстве ребенок видел безразличие или жестокость, не получал заботы и любви, то модель его поведения будет схожей. К тому же у детей сильно желание быть наравне со сверстниками. Если у подростка нет статусных, по его мнению, вещей, он может предпринять попытку заполучить их, в том числе и незаконным способом. Случается, что подобным образом протестуют против гиперопеки юноши и девушки из благополучных семей. Одна из главных причин такого поведения в том, что подростки в свое время не получили понятия о границах дозволенного.


Всего с начала года за нарушение закона, асоциальное поведение в спецучреждения были направлены пятеро могилевских подростков. Елена Дуб­ровская отметила: такой поворот в судьбе может в конечном итоге помочь подростку разобраться, что такое хорошо и что такое плохо.

– Как показывает практика, большинство попавших туда ребят делают правильные выводы. Начинают ценить то, что могли потерять. И прикладывают усилия, чтобы за­явить о себе уже другим образом: работают, поступают в вузы, создают семьи – в общем, живут полноценной жизнью, реализуются профессионально и творчески.

markova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter