Премьера «Селфи со Склерозом» в театре им. М. Горького порадовала новой встречей с актрисой Ольгой Клебанович

Когда поет Склероз

Театр им. М. Горького представил в эти зимние дни премьеру комедийного спектакля «Селфи со Склерозом» по пьесе драматурга Александра Володарского в постановке режиссера Марии Матох. Главную роль исполнила народная артистка Беларуси Ольга Клебанович.

Главная героиня спектакля пенсионерка Майя Михайловна страдает провалами в памяти. Каждое утро она заново знакомится со своим единственным собеседником, обитающим в квартире: это Склероз, который здесь одушевлен, весьма импозантен и выполняет функции домашнего психолога. Его иронично и легко играет актер Сергей Савенков. Склероз четко держит руку на пульсе жизни своей хозяйки, знает все ее привычки, сильные и слабые стороны. Его пикировки с героиней происходят в стремительном темпе, они полны парадоксальных оценок и выводов.

Артист Сергей Савенков в роли Склероза готов поддержать свою хозяйку Майю Михайловну (Ольга Клебанович) словом и делом.

«Селфи со Склерозом» — сентиментальная ностальгическая история, которая оборачивается исследованием человеческой памяти и ее закоулков, рассказом о волевой личности, переживавшей всегда не за себя, а за окружающих. Болезнь героини своеобразна. Майя Михайловна не помнит ежедневных мелочей, но ключевые события ее жизни отпечатались в памяти весьма прочно. Как, например, посещение оперы «Кармен» в пермском театре вместе с родным коллективом Камского целлюлозно-бумажного комбината, который будет упомянут в спектакле неоднократно. Как и любимый начальник — Вениамин Ионович Есафов, которого упоительно, словно чопорного английского лорда, играет Сергей Чекерес. Из его уст мы узнаем немало комических подробностей посещения той самой оперы. В спектакле много музыки — свою песенку исполнит Склероз, а Майя Михайловна в порыве чувств споет хит 1950‑х «Ландыши» и гимн любимого комбината.

Майя Михайловна всю жизнь проработала на этом предприятии, как сама говорит, «на ответственных должностях» и через годы, через расстояния сохранила теплое романтическое чувство к Есафову, человеку уважаемому и семейному. Лирическая встреча Есафова с Майей Михайловной в этом фантасмагорическом спектакле с элементами театра абсурда состоится ближе к финалу. А до этого героиню посетят в ее воспоминаниях друг детства Рома Оськин (Сергей Жбанков) и неудавшийся грузинский жених инструктор турбазы Арчил Александрович Микелтадзе (Денис Немцов). Как и полагается грузину — персонаж темпераментный и романтичный.


Ольга Клебанович играет в премьере в настоящем мужском цветнике, но крепкие мужественные спины совсем не заслоняют актрису, а, наоборот, оттеняют ее женственность, тайну, живость характера, личностную харизму и магическое очарование. Режиссер спектакля Мария Матох хорошо чувствует драматургический материал, умеет работать на эмоциональном контрасте: гротесковые сцены, острые фразы сменяются поэтическими моментами.

Премьера оказывается глубже заявленного комедийного посыла, она завораживает теплотой человеческой интонации. Темы «человек и время», «человек и история» здесь тоже главные. Героиня до сих пор сохранила воспоминания о Великой Отечественной войне, и военная тема в спектакле звучит в одной из сцен тревожным тремоло. Ностальгические мотивы, воспоминания о советском быте задевают самые тонкие струны зрительской души.

В главной героине, безусловно, присутствует своя личностная загадка. Пытаясь подводить некие итоги жизни, она приходит к справедливому выводу, что всегда поступала по совести и не желала людям зла. Можно сказать, что Майя Михайловна — воплощение философского принципа бумеранга: посеянные ее усилиями добро и свет в определенный момент к ней возвращались. Целостная и восприимчивая натура, Майя Михайловна никогда не выпячивала себя, все отдавала интересам профессии и дела. Героиня спектакля займет достойное место среди лучших женских образов, созданных Ольгой Клебанович на сцене театра им. М. Горького, — Селии Пичем, мадам Розпетл, Ханумы, Вассы Железновой и многих других.
В финале комедия «Селфи со Склерозом» обретает философское звучание.
Добрый зритель в девятом ряду.










Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter