«За 45 лет мы получили +2,8 °С»: какие последствия глобального потепления ощущает наша страна

Когда плюс дает минус

Рекордная 48-градусная жара на Сицилии, беспрецедентная засуха в Чили, первый в истории наблюдений дождь на вершине Гренландии — природные «сюрпризы» не обошли вниманием и последний месяц лета. Впрочем, определение «самый», пожалуй, можно было применить к каждому сезону нынешнего года. О том, как на себе ощущает дыхание глобального потепления Беларусь, корреспондент «Р» узнавала у первого заместителя начальника Белгидромета Светланы КУЗЬМИЧ.

Семимильными шагами

— Светлана Андреевна, на сайте Министерства природных ресурсов России нашла следующую информацию: скорость глобального потепления в России в 2,8 раз опережает мировую. А как у нас? 

— Без сомнения, Беларусь не может оставаться в стороне от климатических мировых процессов. Каждый год вносит свой «вклад» в копилку погодных изменений. 2020-й, например, стал самым теплым годом на территории Беларуси за всю историю метеонаблюдений. До этого самым теплым был предыдущий, 2019 год. В целом, процессы изменения климата Беларусь ощутила уже с конца 1980-х годов. Можно констатировать, что средняя скорость роста среднегодовой температуры воздуха, начиная с 1976 года, составила 0,63 °С в десятилетие. Много ли это? Немало. С учетом того, что среднее значение по земному шару 0,1—0,3 °С/10 лет. То есть за 45 лет мы получили плюс на более чем 2,8 °С. Получается, и у нас процесс глобального потепления идет почти вдвое быстрее общемирового. 

— Выходит, ежемесячная температура выше нормы — это та действительность, с которой мы сталкиваемся многие годы? 

— Именно так. Исключение составляет разве что май, средняя температура которого все еще равна норме. Продолжительность зимы за период 1989—2020 годов сократилась почти на неделю, а лето получило дополнительных 3—7 дней. Сократилось количество дней с устойчивым снежным покровом. Да, минувшая зима была, пожалуй, исключением. Однако то, что снежный покров лег на незамерзшую землю, создало сложные условия для сельского хозяйства. Озимые не ушли в спячку и к весне были ослаблены. Сроки сева яровых сдвинула холодная весна этого года. Затем — жаркие июнь и июль. В июне температура воздуха превысила климатическую норму на 3,5 °С. Этот месяц занял 3-е место в ранжированном ряду наблюдений от самого теплого к самому холодному, начиная с 1945 года. Июль был теплее более чем на четыре градуса к норме. Таким теплым второй месяц лета был в 2010 году. 

Могу сказать, что за достаточно длительный период, а инструментальные исследования на территории нашей страны ведутся с 1881 года, собран большой объем информации. И теперь мы действительно можем вести исследования и сравнительный анализ в части климатических изменений. 


— В Австралии, где сейчас зима, — плюс 20 °С. А у нас последний месяц лета с такой же температурой. Это климатическая норма? 

— На сей раз да. Даже чуть-чуть выше. На начало августа мы получили +20,9 °С при норме +20,3 °С. Но это мы берем усредненные данные. Все равно есть регионы, где мы наблюдаем превышения. Например, на Гомельщине. В целом наша территория невелика, но мы можем наблюдать вполне приличную температурную разницу. Например, ночью в Гродненской области будет +14, а в Гомельской днем — до +33. Секрет в том, что мы находимся в самом центре Европы и каждая из областей ощущает влияние сопредельных территорий. В зависимости от того, какой поток будет преобладать, так будет формироваться погода. Поэтому наши прогнозы и наблюдения особенно интересны российским коллегам. 

За лето при том количестве ливней, которые мы видели, наблюдается недобор осадков. Выпало лишь 88 процентов от нормы.
ФОТО АЛЕКСЕЯ БИБИКОВА

— Будет еще тепло? Многие говорят, что в воздухе запахло осенью, полетели традиционные осенние паутинки…

— Долгосрочных прогнозов мы не строим. Но могу сказать, что каждый синоптик помимо математических формул, исходя из многолетних наблюдений, имеет и свое погодное чутье. Наши синоптики считают, что жары больше не будет. Туманы начались, утренняя сырость. Да, бывают сентябри, не похожие на осень. Смотришь и думаешь: какой же это сентябрь?! А тут уже в августе запахло осенью. Но бабье лето еще ждем. 

 Дорогая погода

— В Бразилии в этом году фермеры потеряли урожай кофе. И виной тому погода. Конечно, сельское хозяйство из-за климатических аномалий несет самые большие потери. Какие еще отрасли ощущают на себе последствия глобального потепления?

— Я бы сказала, экономика в целом. И тут требуются контрмеры, которые выливаются в экономические затраты. Если это сельхозкультуры, могут потребоваться подкормка, обработка и даже пересев. Хотя, наверное, если говорить о нашей стране, на общем урожае в итоге это не сказывается по целому ряду причин. В том числе благодаря тому, что в любой, даже самый благоприятный с точки зрения погоды год у нас к выращиванию и уборке урожая относятся очень серьезно. 

В целом аномально жаркая температура неблагоприятно сказывается на здоровье населения — это банальные тепловые удары, в энергетике — приводит к снижению выработки электроэнергии и ее потерям при транспортировке до потребителя по линиям электропередачи, транспорте — под влиянием высоких температур рельсы удлиняются и могут образоваться «слепые зазоры», что приводит к деформации железнодорожного полотна. 

— И все же глобальное потепление характеризуется постоянным ростом температур или эти явления волнообразны? 

— Очевидно, что периоды потепления и похолодания были постоянно. И далеко не всегда руку к этому прикладывал человек. Это были естественные колебания, которые сейчас усиливаются антропогенным воздействием. Но даже если бы не это, идет естественный рост температур. Даже если прирост к норме составляет всего 0,1 °С, это заслуживает внимания. Нужно это понимать и адаптироваться к новым вызовам. Сельское хозяйство, строительство, энергетика — все эти и другие отрасли нуждаются в адаптации согласно стратегиям странового уровня. Еще одна характеристика глобального потепления — это частая смена аномальных явлений. Смотрите, аномальная жара и пожары в Турции внезапно сменились проливными дождями. И так далее. К слову, масштаб таких явлений очень сложно прогнозировать. Когда мы объявляем оранжевый уровень опасности, это означает, дождь, снег и другие явления, которые мы прогнозируем, потенциально опасны. 


 Штормит

— Действительно, в этом году пожары случались и на территории нашей страны. Такое негативное явление, к сожалению, происходит почти каждым летом. А приходят ли на нашу территорию в связи с изменениями климата не свойственные территории Беларуси явления? Шторма, засухи?

— Экстремальность явлений — это яркий признак глобального потепления. Конечно, ощущаем их и мы. Как правило, шквалы ветра и ливневые дожди приходят на смену жаре. Причем происходит это внезапно. Кажется, еще недавно ничто не предвещало, а в итоге — сильнейший ветер и поваленные деревья. Например, 25 июня на гидропостах Сураж и Ула был зарегистрирован ветер 33 метра в секунду. Уже 14—15 метров в секунду — некомфортно, не раскрыть зонт, а это более чем в два раза. Конечно, такой ветер рвет деревья с корнем. Да и ливни сегодня далеки от привычных. За двенадцать часов может вылиться 60—70 миллиметров осадков, а ведь это практически месячная норма! Также длительные периоды засухи, о которых мы раньше не говорили. Разве мы могли подумать, что когда-нибудь весь апрель не будет дождей? Сейчас уже в апреле с 2000 года начинаются периоды засух, которые могут длиться по месяцу. Особенно страдает от них юг страны — Брестчина и Гомельщина.


— Кстати, о засухах. Как себя в этом году ощущают реки после бесснежных зим прошлых лет? Выправила ли ситуацию минувшая зима?

— Да, нынешняя зима была хорошей. Но ситуацию многих лет так сразу она исправить не смогла — уровень грунтовых вод, а значит, и водоемов, не восстановился. Более того, за лето при том количестве ливней, которые мы видели, наблюдается недобор осадков. Выпало 175 мм, а это 88 процентов нормы. В целом осадки распространялись неравномерно: избыточное увлажнение наблюдалось в Гродненской и Брестской областях — более 120 процентов от нормы и менее 50 процентов — по восточной половине страны. Как итог — сейчас на многих реках есть опасность для судоходства. Надо понимать, что наши реки в основном питает дождь, поэтому мы зависим от погоды. Конечно, ситуация лучше, чем та, которую мы имели в пик засух — в 2015 году. Но о судоходстве говорить рано. 

Без сомнения, уровень грунтовых вод имеет прямое отношение к лесному хозяйству, к рыбоводству. К слову, сейчас мы в Гродно устанавливаем гидрохимический пост и планируем совместно с ЦНИИКИВР исследовать заморные явления рыбы. 

Припять в Мозыре (вверху) и Ипуть в Добруше пострадали во время засух 2015 года.
Фото предоставлены Белгидрометом

АНОМАЛЬНЫЕ  СОБЫТИЯ  ЭТОГО  ЛЕТА

♦ Засуха в Сирии и Ираке

Более 12 миллионов человек в Сирии и Ираке теряют доступ к воде, пище и электричеству. Рекордно низкий уровень осадков и засуха лишают людей питьевой и сельскохозяйственной воды. Нехватка электроэнергии также нарушает электроснабжение, поскольку в плотинах заканчивается вода, что, в свою очередь, влияет на работу основной инфраструктуры, включая больницы. А высокие температуры, вызванные изменением климата, увеличивают риск и серьезность засух. 

♦ В Калифорнии высыхает одно из крупных озер

4-е по величине озеро Калифорнии и второе по величине водохранилище  — озеро Оровилл — высыхает. Уровень воды был настолько низким, что местная гидроэлектростанция была вынуждена отказаться от обслуживания. Экологи говорят о кризисе водоема с 52-летней историей. Сейчас высота озера составляет 633 фута, что ниже рекордного падения 1977 года. 

♦ Дождь в Гренландии

Впервые в истории наблюдений осадки на вершине Гренландии, которая находится почти в 3 км над уровнем моря, выпали в виде дождя, а не снега. Температура на самой высокой точке ледникового щита Гренландии в августе поднялась выше нуля в третий раз менее чем за десять лет. Теплый воздух спровоцировал сильный дождь, в результате которого на ледяной щит было вылито семь миллиардов тонн воды. По данным Национального центра данных по снегу и льду, это были самые сильные дожди на ледяном покрове с 1950 года, а количество льда, потерянное 15 августа, было в семь раз выше, чем среднесуточное значение для этого времени года.

♦ Рекордная жара Италии

На итальянском острове Сицилия, возможно, была зафиксирована самая высокая температура, когда-либо зарегистрированная в Европе, — +48,8°C. Региональные власти сообщили о показаниях, которые должны быть проверены Всемирной метеорологической организацией, недалеко от Сиракуз. До сих пор текущим официальным рекордом в Европе была такая же температура, зарегистрированная в Афинах в 1977 году.

♦ Суровая засуха в Чили

Обычно в Чили середина и конец лета характеризуются дождем и снегом. Этот год принес палящую жару. Из-за отсутствия осадков в этом году высокие заснеженные Анды стоят голыми, уровень водохранилищ низкий, а фермерские поля высохли. Уже сегодня говорят о возможной проблеме с водой.

♦ Минус кофе

В ряде регионов Бразилии в конце июля установились рекордно низкие для страны температуры, а в в штате Риу-Гранди-ду-Сул в 30 городах прошел снегопад. В штате Сан-Паулу многие фермеры потеряли весь урожай кофе. Эксперты ожидают самое масштабное сокращение урожая за последние 20 лет. 

arteaga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter