Когда отправлять ребенка в школу

Некоторые шестилетки, пойдя в школу, впадают в депрессию: быстро утомляются, становятся невнимательными, плохо усваивают информацию... Может, им рано в школу? В жизни каждого человека есть периоды или события, когда здоровье подвергается серьезной проверке на прочность. И таким испытанием для любого малыша является поступление в школу. Тут-то перед родителями и встают вопросы: когда начать готовить чадо к этому важному в жизни моменту и в каком возрасте отправлять в “поход” за знаниями? Мы постараемся помочь родителям найти ответы на эти вопросы. А помогут нам уже знакомые по публикациям в “Народной газете” компетентные специалисты: начальник управления дошкольного образования Министерства образования Беларуси Галина МАКАРЕНКОВА и психолог Галина КОРОВАЦКАЯ.

Пора собираться
в школу?
Так во сколько лет отдавать чадо в школу — в 6 или 7? Многие родители считают, что чем раньше ребенок пойдет в школу, тем лучше для него — зачем терять год?! Другие говорят, что не стоит сокращать ребенку период беззаботного детства... Для некоторых эта задачка является довольно простой: закончит детский сад и пойдет. Но ведь есть малыши, которые в сад не ходят...
С какого возраста берут в школу?
Закон об образовании Республики Беларусь предоставляет право родителям отдавать, а учреждениям образования принимать детей в начальную школу с шести лет и более позднего возраста. Родители должны прислушаться к советам педагогов, психологов и... собственного сердца. Функциональная готовность к школе определяется медико-психолого-педагогической комиссией. Как правило, она находится в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по месту жительства или создается из специалистов при управлениях образования. Сегодня, по словам Галины Макаренковой, большинство первоклашек — шестилетки. Однако это не значит, что вы не можете отдать малыша позже. Нормативно-правовая база предусматривает, например, и второй год обучения в старшей группе сада. Для этого даже создана специальная программа воспитания и обучения детей седьмого года жизни, утвержденная Министерством образования. Чтобы тот ребенок, который по каким-то причинам (ниже мы расскажем о них) не пошел с 6 лет в школу, окреп физически и не потерял интерес к занятиям (которые налажены в саду), продвигался в своем развитии, был под присмотром воспитателей. Закон в этом случае на стороне ребенка.
С чего же начать?
Согласно государственным социальным стандартам все управления образования по всей стране обязаны координировать работу по охвату всех ребятишек с 5-летнего возраста подготовкой к школе. Родители абсолютного большинства детишек (сегодня это порядка 89 процентов) получают всю необходимую информацию, касающуюся этого вопроса в садах, куда ходят их дети. А остальные — через отделы образования. В каждом из них существует информационный банк данных “пятилеток”. Чтобы обеспечить всем ребятам, и “садовским”, и “домашним”, равные стартовые возможности. Кроме того, в наших дошкольных учреждениях, причем бесплатно, круглый год работают специально организованные группы по подготовке к школе. Родители малышей, не посещающих дошкольные учреждения, могут на 1,5—2 часа приводить сюда детей, где педагоги в игровой форме будут с ними заниматься. А в школах такие группы открывают во время каникул. Таким образом “домашние” дошколята могут развиваться и приобщаться к занятиям и коллективу, а значит, прийти в школу подготовленными.

Какие необходимы документы?
Медицинская справка о состоянии здоровья из поликлиники по месту жительства. При этом придется пройти углубленное обследование, посетить всех врачей.
Паспорт родителей.
Заявление родителей.
Школу можно выбирать?
По сложившейся традиции ребенка нужно отправлять в ближайшую школу к дому — так удобнее всем и в первую очередь детям. Однако у родителей сегодня есть право отправить детей в любую другую школу — при наличии свободных там мест.
Отдавайте в 7 лет, если...
По мнению специалистов, лучше отложить поступление ребенка в образовательную школу до семилетнего возраста, если:
1. Есть медицинские противопоказания. Различные психические и соматические заболевания, недавно перенесенные травмы позвоночника и головного мозга, частые болезни. Учебный режим требует напряжения умственных и физических сил, что может привести к осложнениям. А за год ребенок окрепнет, и ситуация изменится в лучшую сторону. О медицинских противопоказаниях вам обязательно расскажет участковый педиатр или любой другой детский врач, к которому вы обратитесь.
2. Низкий уровень готовности ребенка к обучению (особенно мотивационный). Это значит: ребенок еще не наигрался, у него еще нет тяги к учебе. Школьная дисциплина, ежедневные занятия будут тяжелы для такого малыша, а школьные требования могут стать психотравмирующим фактором и попросту “отбить” желание к школе. Этот уровень вам помогут определить детские психологи. Сегодня они работают и в садах, и в школах, и в специализированных центрах.
3. Неблагоприятный психологический климат в семье. Например, развод родителей и всякого рода проблемы. Родители, отдавая детей в школу с шести лет, полагают, что тем самым отвлекут их от домашних неурядиц. По мнению психологов, подобное решение создает дополнительные трудности для маленьких первоклассников: стресс первого года школьного обучения накладывается на домашние проблемы.
4. Если собираетесь отдавать ребенка в специализированное учебное заведение, помните: в таких школах, гимназиях усложнены программы обучения, и, как правило, они расположены далеко от дома. А это значит, что ребенка придется возить, тратя на это достаточно много времени. Таким образом, к высоким нагрузкам добавится физическая усталость от длительного путешествия и раннего подъема. А к семи годам выносливость организма значительно повышается.
Конечно, не все однозначно. Некоторые дети и до восьми лет в силу каких-либо причин все еще не наигрались и не жаждут к школьной дисциплины. А есть такие, кто и в пять лет хорошо владеет собой: им нетрудно просидеть над одним делом несколько часов... Семилетки, по наблюдениям психологов и педагогов, лучше адаптируются, часто занимают среди сверстников лидирующее положение. Этот лишний год не гарантирует, конечно, что ребенок станет отличником, но создает для него определенный “запас прочности”. Сегодня известно и то, что современные дети по росту и интеллектуальным возможностям значительно опережают своих ровесников позапрошлого века, и практически любой шестилетний человек способен обучаться в школе. Так что, отправляя малыша в школу, не поленитесь посетить психолога, который побеседует с ребенком, предложит ему несколько тестов и поможет вам сделать выводы о готовности к школьному обучению. Или же наоборот — посоветует не торопить события, задержать ваших сына или дочку дома еще на год. И помните о том, что каждый человек, а тем более ребенок, неповторим. И вам, родители, надо внимательно “изучать” своего малыша, быть в курсе его способностей и возможностей. Если надо, то вместе с профессионалами — воспитателями, педагогами, психологами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter