Когда охота...

Охотничий сезон в разгаре! Еще продолжается открытая летом охота на пернатую дичь. С октября разрешено отстреливать копытных. А с 4 ноября начался сезон самой массовой охоты — на зайца. Сегодня у нас есть возможность поговорить и об охотничьих радостях, и о проблемах, которые им неизбежно сопутствуют.
«Настоящим докладываю, что при проведении природоохранного рейда в охотугодьях Столбцовского района задержаны три нарушителя Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты (следуют имена, фамилии, адреса. — В.П.), которые производили охоту на пушные виды по охотничьим путевкам и при этом незаконно добыли без разового разрешения и путевки европейскую косулю... На охотников составлены три протокола, изъяты принадлежащие им ружья. На место происшествия была вызвана следственная группа...»

Это лишь одна из множества докладных, поступивших за минувшие праздники на имя начальника Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте.

Здесь «под ружьем» — около 240 инспекторов. Работают практически круглосуточно: немало нарушений (иногда преступлений!) совершается ночью. «Под ружьем» — не преувеличение. Табельное оружие инспекторов всегда наготове.

6 ноября в Березинском районе рейдовая группа застала двоих охотников за разделкой туши кабана. Добытого незаконно. При задержании один из браконьеров направил ствол на инспектора...

Из докладной: «С целью недопущения нападения и задержания правонарушителя госинспектор Сахончик И.В., сделав предупредительный окрик «Стоять, инспекция!», «Стой! Стрелять буду!», в целях обеспечения выполнения служебного долга в состоянии крайней необходимости произвел предупредительный выстрел...»

Этому браконьеру удалось скрыться, зато задержан второй, возбуждено уголовное дело. Подобная «охота» вполне может обернуться неволей: статья 282 УК предусматривает и лишение свободы...

По словам начальника управления по предупреждению и пресечению правонарушений Госинспекции Владимира Зубко, этот сезон принципиально отличают два обстоятельства. Во–первых, он идет по новым Правилам ведения охотничьего хозяйства и охоты. Во–вторых, Указ Президента N 581 резко ужесточил ответственность за их нарушение. При этом инспекторам поставлена задача: ни одно нарушение не оставлять без последствий. А минимальный штраф (за мельчайшее нарушение, даже за неточность в разрешительных бумагах) — 20 базовых величин! Многие охотники оказались, мягко говоря, психологически к этому не готовы.

Но... «инспекторы слезам не верят». Только за три ноябрьских дня они пресекли 166 нарушений! Помимо ружей и незаконно добытого мяса изъяли также — не забудем о рыбалке — 72 браконьерские сети!

Председатель Белорусского общества охотников и рыболовов Иван Коростик привел такую статистику. К 8 октября охотники добыли 80 лосей (план отстрела — 252), 2 оленя (11), 992 кабана (3.200) и 495 косуль (1.400). Но И.Коростик тоже озабочен отнюдь не охотничьими радостями. Он выделил три главные проблемы.

Первая. Упомянутые выше правила приняты недавно и не до конца совершенны. Совместными усилиями их продолжают дорабатывать и корректировать Минприроды, Минлесхоз, Госинспекция, БООР... А пока это происходит, разная трактовка правил сплошь и рядом порождает недоразумения между инспекторами и охотниками.

Вторая. При достаточной численности зверя охотникам урезают лимиты. В итоге два десятка охотхозяйств не получили прав на отстрел косули и столько же — лося. Люди жалуются, общество несет немалые финансовые потери. Но подчеркнем: это БООР находит поголовье достаточным, у Минлесхоза — иное мнение. В БООР зверя подсчитывают на земле, по головам и следам, счетчики идут цепью. Минлесхоз считает даже с вертолета. В цифрах пока не сходятся.

Наконец, главная проблема. Используя переходный, кризисный период, который пережил БООР, в некоторых районах у него вовсе изъяли угодья. Иван Коростик сетует: «В этом году БООР исполняется 85 лет. Все, что мы десятилетиями растили, выращивали, создавали, районные чиновники одним росчерком пера отдавали другим. Как правило, коммерческим структурам. У нас пытались изъять угодья в 20 районах, а в 7 это удалось. Пытаемся их вернуть с помощью прокуратуры, суда. Стрелять в коммерческих угодьях простому охотнику не по карману».

Напомним, что о завершении кризисного периода в охотничьем сообществе «СБ» сообщала в статье «У охотников — новый статус» 21 октября. БООР, прежде общественная организация, была зарегистрирована как государственно–общественное объединение. Как мы и предполагали, сам по себе этот факт не означает мгновенного решения всех наболевших проблем.

Фото ИТАР-ТАСС.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter