Идея фильма в некотором роде автобиографична. Сценарист и продюсер Джон Хьюз сделал первые наброски, пережив суматоху сборов накануне первой семейной поездки в Европу. Затем в голову пришла мысль: а что, если в этой кутерьме один из детей был бы случайно забыт дома? Тут фантазии уже было где разыграться! Кто из нас не переживал по‑детски волнительные часы, оставаясь вечером наедине в квартире и тревожно прислушиваясь к каждому шороху, раздающемуся на лестнице или за окном. Начитавшись детективов или насмотревшись боевиков, даже под Новый год вместо Деда Мороза невольно будешь готов увидеть на пороге злого дядю, сошедшего с экрана или потертой книжной страницы. Хьюз дописал историю на свой лад, отправив на встречу с забытым в доме ребенком Кевином МакКаллистером двоих упрямых, но весьма недалеких грабителей. Фильм был предложен режиссеру Крису Коламбусу и запущен в производство на студии «Уорнер Бразерс».
Уже в процессе работ всплыл финансовый вопрос. Студия готова была вложить лишь 14 миллионов долларов, в то время как затраты были рассчитаны на 700 тысяч больше. «Уорнер» отказался платить, и съемки передали на баланс другого голливудского гиганта «20‑й Век Фокс». В дальнейшем бюджет вырос еще на 4 миллиона, но, думается, знай «братья», какие сливки снимут с фильма конкуренты, наверное, не поскупились бы не только на эти самые 700 тысяч, но и накинули бы сверху до 18 миллионов.
Невысокие затраты были обусловлены во многом «дешевизной» актеров. Главный герой обошелся всего в 100 тысяч долларов. Мало кто верил, что удастся сделать хитовый фильм, где 2/3 времени в центре кадра девятилетний мальчишка. Сам Джон Хьюз и не скрывал, что писал сценарий под Маколея Калкина, с которым познакомился на своем предыдущем фильме. Для политкорректности режиссеру дали возможность провести кастинг с участием ребятишек, по возрасту еще «веривших в Санта‑Клауса».
На роли двух «мокрых бандитов» Гарри и Марвина — жертв хитроумных ловушек мальчишки — выбрали характерных актеров Джо Пеши и Дэниела Стерна. Джо Пеши, до этого регулярно снимавшийся у Мартина Скорсезе, не привык работать в семейных фильмах. Коламбусу стоило немалых усилий заставить Джо следить за языком во время трюковых сцен. Неудивительно! То, что на экране доводило зрителей до безудержного хохота, во время съемок бросало в холодный пот режиссеров и операторов. О нынешних компьютерных технологиях тогда не было и речи, трюки выполнялись каскадерами, а обеспечить высокий уровень безопасности было сложно.
— На протяжении всего производства проводились серьезные тесты. Мы оставили большинство трюков до конца съемок, пока не разобрались, что поняли их правильно... Эпизоды были проверены с большим количеством подушек и множеством страховочных ремней, которые мы не могли надеть на актеров во время основных дублей, просто потому что у нас не было ресурсов, чтобы потом затереть их в кадре, — делился подробностями режиссер. — Каждый раз, когда каскадеры выполняли один из этих трюков, было не смешно. Мы смотрели на это, и я просто молился, чтобы эти ребята остались живы. А потом они вставали и были в порядке. Лишь когда мы просматривали воспроизведение на видео, уже были достаточно расслаблены, чтобы смеяться.
Сентиментальная линия фильма не была изначально прописана в сценарии, однако даже такой вроде в чем‑то беззаботной, в чем‑то боевой комедии нужен урок искупления. Сосед, который до этого лишь внушал страх маленькому Кевину, в решающий момент спасет мальчика. А факт, что разговор с Кевином поможет восстановить старому человеку некогда разрушенные отношения с близкими, помогает развить тезис о важности семьи и прощения. Без подобной философии не может быть рождественской сказки.
Премьера «Один дома» состоялась в декабре 1990 года и вызвала неожиданный зрительский интерес. «Наши ожидания изначально были достаточно скромными. Студийный прогноз заключался в том, что мы добьемся большого успеха, если заработаем в кассах 40 миллионов долларов. Но неделя открытия прошла не в обычных 3.000 кинотеатров, а в значительно меньшем их числе. Это стало своего рода импульсом. Многие люди не смогли сразу увидеть фильм в те первые выходные. Получилось еще одно своего рода шоу. Кинотеатры были переполнены, а когда залы полны на комедии, это потрясающее чувство, чувство большого волнующего фактора — ажиотажа. Так что это создало маленькое безумие, а затем... из уст в уста. Люди говорили о том, как сильно им понравился фильм, и возвращались, чтобы посмотреть вновь», — подводил итоги работы над проектом Крис Коламбус.
КСТАТИ
— Голливуд всегда был полон обвинениями в плагиате. Не обошла подобная история и «Один дома». Французский режиссер Рене Манзор утверждал, что авторы заимствовали идею из его триллера «3615 код Санта‑Клауса», вышедшего в 1989 году. По сюжету маленькому мальчику накануне Рождества приходится защищать свой дом от сумасшедшего, одетого в костюм Санта‑Клауса.
Маколей Калкин: тогда и сегодня.
— Во втором фильме «Один дома‑2» засветился и нынешний президент США Дональд Трамп. В одном из эпизодов он указывает Кевину, как пройти в лобби отеля. Тогда Трамп сыграл фактически самого себя — миллионера, владельца гостиницы. Вот только разбогатеть на исторической достопримечательности Нью‑Йорка, а именно таковой считается престижный отель «Плаза», Трампу не удалось. Купив эту недвижимость в 1988 году за более чем 400 миллионов долларов, спустя семь лет он продал ее за значительно меньшую сумму — 325 миллионов.
— Несколько лет назад, по случаю 25‑летнего юбилея фильма Крис Коламбус в одном из интервью высказал такую фантазийную мысль: «Если бы мы собирались сделать перезагрузку фильма — что, вероятно, не было бы самой хорошей идеей, — сюжет мог развиваться следующим образом: взрослый Кевин МакКаллистер унаследовал дом от своих родителей. Он живет там со своим сыном, а Гарри и Марв как бы тусуются рядом, все еще кипя от мести. Они хотят вернуться в этот дом и хотят заполучить Кевина».
Репутация дома
Дом, в котором проходили съемки, сегодня одна из достопримечательностей Чикаго. В 2012 году он был продан прежними владельцами за сумму более чем полтора миллиона долларов. Сегодня на продажу он не выставлен, однако на сайте одного из агентств недвижимости можно прочитать данную ему весьма примечательную характеристику: