История создания фильма «Один дома», или Как заработать $480 млн на Рождестве

Когда одному не скучно

Праздник ушел — кино забылось. Напрямую соревноваться в популярности с другими проектами фильмам, снятыми к Рождеству и Новому году, как правило, сложно. О лучших из них вновь вспомнят лишь через год, когда на пороге опять замаячит Дед Мороз или Санта–Клаус. Неудивительно, что раскошеливаться на подобные ленты продюсеры не любят. Ведь о том, чтобы возглавить глобальный рейтинг зрительской популярности, а с ним и доходный, вроде как не может быть речи. Однако нет правил без исключений. Комедия «Один дома» почти тридцать лет назад не только стала лидером кинопроката, собрав по миру 480 миллионов долларов, но и продержалась на волне зрительских предпочтений до лета. Как удалось столько заработать на Рождестве, потратив всего 18 миллионов долларов?



Для начала надо было придумать недорогой сценарий, под него найти артистов без серьезных финансовых претензий, приправить эту смесь оригинальностью трюков и в конце добавить сантиментов. Фильм про Рождество все–таки...

Идея фильма в некотором роде автобиографична. Сценарист и продюсер Джон Хьюз сделал первые наброски, пережив суматоху сборов накануне первой семейной поездки в Европу. Затем в голову пришла мысль: а что, если в этой кутерьме один из детей был бы случайно забыт дома? Тут фантазии уже было где разыграться! Кто из нас не переживал по‑детски волнительные часы, оставаясь вечером наедине в квартире и тревожно прислушиваясь к каждому шороху, раздающемуся на лестнице или за окном. Начитавшись детективов или насмотревшись боевиков, даже под Новый год вместо Деда Мороза невольно будешь готов увидеть на пороге злого дядю, сошедшего с экрана или потертой книжной страницы. Хьюз дописал историю на свой лад, отправив на встречу с забытым в доме ребенком Кевином МакКаллистером двоих упрямых, но весьма недалеких грабителей. Фильм был предложен режиссеру Крису Коламбусу и запущен в производство на студии «Уорнер Бразерс».

Уже в процессе работ всплыл финансовый вопрос. Студия готова была вложить лишь 14 миллионов долларов, в то время как затраты были рассчитаны на 700 тысяч больше. «Уорнер» отказался платить, и съемки передали на баланс другого голливудского гиганта «20‑й Век Фокс». В дальнейшем бюджет вырос еще на 4 миллиона, но, думается, знай «братья», какие сливки снимут с фильма конкуренты, наверное, не поскупились бы не только на эти самые 700 тысяч, но и накинули бы сверху до 18 миллионов.
Невысокие затраты были обусловлены во многом «дешевизной» актеров. Главный герой обошелся всего в 100 тысяч долларов. Мало кто верил, что удастся сделать хитовый фильм, где 2/3 времени в центре кадра девятилетний мальчишка. Сам Джон Хьюз и не скрывал, что писал сценарий под Маколея Калкина, с которым познакомился на своем предыдущем фильме. Для политкорректности режиссеру дали возможность провести кастинг с участием ребятишек, по возрасту еще «веривших в Санта‑Клауса».


— Я увидел 200 детей, просмотрел сотни видеокассет. Потом Маколей прочитал, и мы сразу поняли, что это наш ребенок. Я подсознательно чувствовал, что Джон знал, что так произойдет, но с его стороны было очень мило предоставить свободу выбора, — вспоминал Крис Коламбус. — Культовый крик — разошедшийся на рекламном плакате с руками на щеках — это во многом случайность. Все было написано не так, как это сделал Маколей. Я думал, что он собирается ударить по флакону одеколона, а дальше будет двигать руками и кричать. Но с первого же дубля он шлепнул себя по лицу, приклеил ладони к щекам, как будто только что нанес на них суперклей, а его руки остались совершенно неподвижными. Когда Маколей закричал — это было словно картина Эдварда Мунка. Вот почему он был таким интересным ребенком: никто бы не сделал подобного!

На роли двух «мокрых бандитов» Гарри и Марвина — жертв хитроумных ловушек мальчишки — выбрали характерных актеров Джо Пеши и Дэниела Стерна. Джо Пеши, до этого регулярно снимавшийся у Мартина Скорсезе, не привык работать в семейных фильмах. Коламбусу стоило немалых усилий заставить Джо следить за языком во время трюковых сцен. Неудивительно! То, что на экране доводило зрителей до безудержного хохота, во время съемок бросало в холодный пот режиссеров и операторов. О нынешних компьютерных технологиях тогда не было и речи, трюки выполнялись каскадерами, а обеспечить высокий уровень безопасности было сложно.



— На протяжении всего производства проводились серьезные тесты. Мы оставили большинство трюков до конца съемок, пока не разобрались, что поняли их правильно... Эпизоды были проверены с большим количеством подушек и множеством страховочных ремней, которые мы не могли надеть на актеров во время основных дублей, просто потому что у нас не было ресурсов, чтобы потом затереть их в кадре, — делился подробностями режиссер. — Каждый раз, когда каскадеры выполняли один из этих трюков, было не смешно. Мы смотрели на это, и я просто молился, чтобы эти ребята остались живы. А потом они вставали и были в порядке. Лишь когда мы просматривали воспроизведение на видео, уже были достаточно расслаблены, чтобы смеяться.

Сентиментальная линия фильма не была изначально прописана в сценарии, однако даже такой вроде в чем‑то беззаботной, в чем‑то боевой комедии нужен урок искупления. Сосед, который до этого лишь внушал страх маленькому Кевину, в решающий момент спасет мальчика. А факт, что разговор с Кевином поможет восстановить старому человеку некогда разрушенные отношения с близкими, помогает развить тезис о важности семьи и прощения. Без подобной философии не может быть рождественской сказки.

Премьера «Один дома» состоялась в декабре 1990 года и вызвала неожиданный зрительский интерес. «Наши ожидания изначально были достаточно скромными. Студийный прогноз заключался в том, что мы добьемся большого успеха, если заработаем в кассах 40 миллионов долларов. Но неделя открытия прошла не в обычных 3.000 кинотеатров, а в значительно меньшем их числе. Это стало своего рода импульсом. Многие люди не смогли сразу увидеть фильм в те первые выходные. Получилось еще одно своего рода шоу. Кинотеатры были переполнены, а когда залы полны на комедии, это потрясающее чувство, чувство большого волнующего фактора — ажиотажа. Так что это создало маленькое безумие, а затем... из уст в уста. Люди говорили о том, как сильно им понравился фильм, и возвращались, чтобы посмотреть вновь», — подводил итоги работы над проектом Крис Коламбус.

Спустя пару лет этой же командой было выпущено коммерчески удачное продолжение — «Один дома‑2. Потерявшийся в Нью‑Йорке». За участие в сиквеле Маколей Калкин получил гонорар, исчислявшийся миллионами долларов. Во многом эта сумма оказалась достигнута благодаря умению его отца‑менеджера Кристофера Калкина набивать цену за работу сына. Дальнейшие попытки эксплуатировать идею детского «воинственного» одиночества к успехам не привели. Также на этих двух фильмах фактически и закончилась удачливость карьеры Маколея. Остальные работы как критики, так и зрители посчитали провалом. Родители разругались из‑за гонораров сына, разошлись и долго судились. Сейчас Маколей Калкин занимается скромной работой в шоу‑бизнесе, изредка появляясь на сцене или в рекламе. В конце прошлого года он снялся в рождественском ролике, рекламируя сервисы умного дома, в стиле своей незабываемой дилогии. Вот только наблюдать, как резвится в знакомом доме 38‑летний мужчина, подражая самому себе мальчишке, унылое зрелище. Уж лучше снова пересмотреть оригинальный первый фильм, тем более что в этом году появился его белорусский дубляж...
КСТАТИ

— Голливуд всегда был полон обвинениями в плагиате. Не обошла подобная история и «Один дома». Французский режиссер Рене Манзор утверждал, что авторы заимствовали идею из его триллера «3615 код Санта‑Клауса», вышедшего в 1989 году. По сюжету маленькому мальчику накануне Рождества приходится защищать свой дом от сумасшедшего, одетого в костюм Санта‑Клауса.

Маколей Калкин: тогда и сегодня.

— Во втором фильме «Один дома‑2» засветился и нынешний президент США Дональд Трамп. В одном из эпизодов он указывает Кевину, как пройти в лобби отеля. Тогда Трамп сыграл фактически самого себя — миллионера, владельца гостиницы. Вот только разбогатеть на исторической достопримечательности Нью‑Йорка, а именно таковой считается престижный отель «Плаза», Трампу не удалось. Купив эту недвижимость в 1988 году за более чем 400 миллионов долларов, спустя семь лет он продал ее за значительно меньшую сумму — 325 миллионов.

— Несколько лет назад, по случаю 25‑летнего юбилея фильма Крис Коламбус в одном из интервью высказал такую фантазийную мысль: «Если бы мы собирались сделать перезагрузку фильма — что, вероятно, не было бы самой хорошей идеей, — сюжет мог развиваться следующим образом: взрослый Кевин МакКаллистер унаследовал дом от своих родителей. Он живет там со своим сыном, а Гарри и Марв как бы тусуются рядом, все еще кипя от мести. Они хотят вернуться в этот дом и хотят заполучить Кевина».

Репутация дома


Дом, в котором проходили съемки, сегодня одна из достопримечательностей Чикаго. В 2012 году он был продан прежними владельцами за сумму более чем полтора миллиона долларов. Сегодня на продажу он не выставлен, однако на сайте одного из агентств недвижимости можно прочитать данную ему весьма примечательную характеристику:



«Это идеальный рождественский дом в широком смысле. Во‑первых, в нем много больших комнат, идеально подходящих для наполнения ёлочными игрушками и ловушками. У входной двери есть ручка, которая потенциально может быть использована для того, чтобы обжечь руку непрошеному гостю. Кроме того, можно разбрызгивать воду на лестнице, чтобы было скользко. Есть собачья дверь, но вместо собак она может быть использована для стрельбы из газового оружия. У дома также есть задний вход, рядом с которым можно установить паяльную лампу, и, если домашний захватчик попытается открыть дверь, его голова вспыхнет факелом. В больших помещениях достаточно места для установки пластиковых листов, покрытых клеем, а также для вентилятора, дующего перьями на грабителя. Широкие деревянные полы дают возможность для размещения игрушечных машинок, чтобы у преступника была возможность о них споткнуться. Высокие потолки обеспечивают место для банок с краской, которые можно подвешивать к потолку и бросать в лицо захватчику. На заднем дворе есть большое дерево, которое может быть идеальным местом для детского домика в ветвях, его также можно использовать как место засады для ловли карабкающихся по веревке. Есть вход, ведущий на подвальную лестницу, здесь также можно устроить скользкую ловушку. В подвале есть место для стирки, где можно привязать утюг к тому, что кажется выключателем света, а в результате незваный гость может получить горячий привет прямо по лицу. Есть лестницы, ведущие на основной этаж, они могут быть покрыты как смолой, так и остроконечными гвоздями, чтобы пронзить захватчика. В конце концов, всегда можно положить стеклянные рождественские украшения на пол, чтобы защитить дом от вторжений».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter