О проекте декрета об упрощении условий ведения бизнеса

Когда нюансы имеют значение

«Я люблю бизнес, но не в своем дворе и не в своем городе». Так одним предложением можно охарактеризовать отношение к предпринимательству, вольно или невольно сложившееся за последние два десятка лет. В качестве яркой иллюстрации у меня на рабочем столе лежит коллективное письмо жителей дома в центре Минске, которые узнали: на первом этаже будет кафе. И воспринимают новость не иначе как катастрофу. Цитата: «Без нарушения существующего законодательства, норм и правил, без усложнения проезда по дворовой территории, доведения до катастрофической и без того очень сложной ситуации с парковкой автомобилей и снижения рыночной стоимости квартир реализовать этот проект никак нельзя! Зачем травить народ фастфудом и пивом в розлив?!»


Уж не знаю, протестовали ли местные жители, когда во Львове в 2007–м в квартире № 8 на втором этаже исторического жилого дома, построенного в 1589 году для консула Венеции, открыли ресторан «Крыивка», побывать в котором стремится всякий турист. Но факт. Посетитель оказывается перед дверью обычной квартиры, его встречает человек в домашнем халате и утверждает: никакого кафе здесь нет, но если очень хочется покушать, то придется самому почистить картошечки. Это такая фишка. А в итоге попадаешь в ресторан из нескольких залов, где вечером звучит рояль. Возможно ли у нас что–то подобное? Хотя введение безвиза на 5 дней для 80 государств подталкивает развитие креативных развлечений. Но даже если, исполняя требования готовящегося Декрета Президента «О развитии предпринимательства и исключении излишних требований, предъявляемых к бизнесу», санстанция и пожарные кафе на энном этаже дома вдруг одобрят, то жильцы «задушат» жалобами. Так уж у нас повелось...

Кстати, о проекте декрета, который сейчас собирает отзывы и пожелания. Позвольте присоединиться. В частности, хотелось бы обсудить пункты 7.8 и 7.9, касающиеся изменения назначения помещений для бизнеса либо их использования не по назначению. Стоит ли лишний раз объяснять, как важно для всякого коммерческого предприятия место расположения? В Грузии, например, все упростили настолько, что офис можно организовать в обычной квартире, не меняя ее техпаспорт. Как следует из пункта 7.8 проекта декрета, у нас будет чуть сложнее: изменение сведений о назначении объекта в техпаспорте понадобится, но займет это две недели. Неплохо. Только вот есть один нюанс. Эта норма существует в едином перечне административных процедур, осуществляемых госорганами, с 2013 года. А многие ли бизнесмены воспользовались ею? Разные истории рассказывают. В одном районе у кого–то это получается быстро, в другом — никак. Причем речь может идти о похожих помещениях для одного и того же бизнеса. Нет четких регламентов, минимальных требований к маленькому кафе, например, или магазинчику. Потому решение зависит от специалиста соответствующих служб, которые участвуют в его принятии. Вот и включается пресловутый человеческий фактор... А хотелось бы ясности и прозрачности. Своего рода «дорожной карты». Кроме того, меня всегда удивлял перечень наименований объектов. Например, если речь идет о парикмахерской, то помещение должно быть предназначено для оказания бытовых услуг населению, а в техпаспорте напишут: «зал парикмахерской». Следовательно, если вы захотите там завтра шить сапоги, то все — надо менять назначение объекта. Неужели нельзя записать в технических документах: «помещение общественного назначения»? И пусть бизнесмены организуют кафе, парикмахерские или магазины. Но в этих нюансах большая хитрость: каждое изменение в техпаспорте — это деньги в копилку регистрирующих служб, которые и упражняются в придумывании градаций и классификаций.

Хотя пункт 7.9 проекта декрета позволяет использовать практически любое помещение не по назначению. Тоже, надо отметить, норма не нова. Применяется с конца 2016 года для арендуемой госнедвижимости. И тут также есть нюансы. Вот конкретный пример. Допустим, в торговом помещении хотят сделать офис. Что для этого нужно? По меньшей мере устроить перегородки из гипсокартона. Сейчас бизнесмен обращается в исполком. Ему говорят: окей, приступайте. И далее по списку. Разработать и согласовать проектно–сметную документацию до начала выполнения строительных работ. Передать в управление архитектуры. При необходимости получить заключение госстройэкспертизы, департамента контроля и надзора за строительством. Выполнить работы и осуществить приемку в эксплуатацию. Это я вам сейчас практически процитировала решение администрации одного из районов Минска... Хочется только еще раз обратить внимание: товарищи, речь всего лишь о возведении гипсокартонных перегородок, которые потом при желании можно будет снести в течение нескольких часов. Надо ли столько согласований? Ведь все это требует денег и времени. И не во благо бизнеса, а вопреки.

А на какие примеры, уважаемые читатели, вы хотели бы еще обратить внимание?

aelita@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter