Западные политики уже ничего не могут предложить своим избирателям, кроме конфронтации и конфликтов

Когда нет идеи — в ход идут кулаки

Сегодня все взгляды прикованы к Украине. Но проблема-то не в конфликте Киев — Россия. И даже не в конфликте Россия — Запад. По большому счету корни сложностей кроются в системном износе концепции мироустройства, которая развилась после Второй мировой войны и в целом до определенного этапа несла в себе много позитива. Но она себя исчерпала. И не находит поддержки и сторонников в так называемых третьих странах. Более того, она все большее количество населения не устраивает в развитых государствах. Но, увы, на Западе не нашлось мудрых стратегов и аналитиков, чтобы предложить новый вектор развития. Ума (точнее — глупости) хватило только обвинять Китай, Россию за попытку слома мироздания. Хотя, по сути, ни Москва, ни Пекин не думали ничего ломать, а просто старались развиваться по новой парадигме. Однозначно западная идеология сегодня уже проиграла. Она не смогла предложить своим гражданам более справедливую и качественную концепцию общественного и социально-экономического устройства. А чтобы не выросло конкурентов на этой ниве, провоцируют конфронтацию, напряженность и даже боевые действия. 

КОЛЛАЖ ИВАНА ГАЙДУКА

Ничто не вечно под луной

Генри Киссинджер — ветеран холодной войны. Он возглавлял американский госдепартамент в 1973—1977 годах. Впоследствии являлся одним из самых маститых, мудрых и реалистичных специалистов по международной политике. В большой симпатии к СССР или России замечен не был. Но в сложившейся ситуации даже он на Давосском форуме заявил: надо находить переговорные позиции. Более того, отметил, что Запад по этому вектору должен давить на Украину. Чем весьма раздосадовал Зеленского и его окружение. 

И с оценками маститого политолога я полностью согласен. Другой вопрос, что он находился в обойме правящей верхушки США в те годы, когда в Вашингтоне витали другие идеи. Да, начиналось продвижение глобализации. Да, тот же Киссинджер в своих трудах отмечал: больше всего от этого процесса выигрывает Америка. Другой вопрос, что он точно так же уточнял: в Белом доме не должны забывать, что другие страны тоже обязаны получать выгоды. 

Справедливости ради надо отметить, что отцы-основатели так называемой «рейганомики» с мощным кредитованием и расширением влияния доллара в мировой финансовой системе преду-преждали последователей: такой подход имеет определенный ресурс. В какой-то период стратегия укрепит положение США в мире. Но если пережать педаль газа (говоря образно), то будет плохо. Поэтому после стремительного разгона и достижения внешнеполитических и геоэкономических целей надо жать на тормоз и заниматься чисто экономическими проблемами. Увы, современные западные политики никоим образом не прислушались к советам людей эффективных. Как ни крути, а холодную войну они выиграли. 

Безыдейность

Фактически за счет своей политики эмиссии, безудержного роста долгов и других авантюр Вашингтон и Брюссель довели до абсурда всю мировую финансово-экономическую систему. По большому счету, об этих проблемах говорили еще в 2000-х. Но никто не подумал их решать и всерьез заниматься. 

Дело в том, что развернутая экономика потребления (безудержная уже в 2000-х, что и закончилось масштабным кризисом) несла в себе слишком много политического. И этот козырь не хотели терять ни гуру американского, ни европейского истеблишмента. Впрочем, в Старом Свете некоторые государства пытались выстраивать более взвешенные экономические модели: во Франции, в Скандинавии, до определенного времени в Германии. Но и их захватил водоворот мировой вакханалии. 

Некогда законодатель мировой моды в образе жизни и экономики США, прямо скажем, выдохся. Последние 20 лет каждое новое руководство страны анонсировало изменения во время предвыборной кампании, но потом снова решало все социально-экономические и общественные проблемы дополнительной эмиссией и стимулированием спроса. Хотя эти инструменты с каждым годом работали все менее эффективно, а сейчас и вовсе бесполезны. И накопленные диспропорции все сильнее давят на американских политиков. Расслоение по доходам и активам увеличивается стремительно, из экономики исчезают рабочие места для знаменитого среднего класса, в обществе растет депрессия с ростом девиантного поведения и криминогенности… 

И все эти проблемы возникли не вчера. Не во время ковида, не в период мирового финансового кризиса в конце 2000-х. Их ростки зародились еще в начале прошлого века. А финансовый коллапс стал результатом системных проблем. И Москва, Пекин и другие столицы к ним не имеют никакого отношения. Когда они зарождались, в мире царили перезагрузка и дружественные отношения между великими державами. 

Проблема глобального кризиса кроется в другом: лидеры — Вашингтон и Брюссель — не могут предложить ни собственным гражданам, ни мировому сообществу новую модель мироустройства. Вместо старой, которая исчерпала себя по всем статьям. А когда нет идеи, в ход обычно идут кулаки. Поэтому взят курс на конфронтацию. Другой вопрос, что она не решает принципиальных проблем. И прежде всего в развитом мире. Скорее их усугубляет. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter