Идут ли нам на пользу стрессовые ситуации?

Когда нервы искрят

Современная жизнь с ее бешеным ритмом и огромными потоками информации давно перестала быть спокойной. Каждый день человек испытывает колоссальные психологические нагрузки, с которыми справляются далеко не все. Что такое стресс, каков его механизм и действительно ли в разумных пределах он нам необходим?

Фото squarespace.com

Тут помню, там нет


Мы чувствуем стресс в буквальном смысле всем телом. Фактически это стандартная физиологическая процедура: вегетативная нервная система с помощью гормонов-нейромедиаторов кортизола, адреналина и норадреналина (их еще называют гормонами стресса) сообщает сердцу, сосудам, легким и другим органам, что нужно в прямом смысле слова напрячься. Долгий, а тем более постоянный стресс вреден — он ослабляет иммунитет, может вызвать серьезные проблемы с сердцем. Кроме того, он сказывается на состоянии центров памяти. Страдает в основном кратковременная память, поэтому о болезни Альцгеймера или амнезии в данном случае речь не идет. Но что-нибудь только что прочитанное или какая-то срочная задача вполне могут вылететь из головы.

Исследователи университета штата Огайо провели интересный эксперимент на мышах (его результаты были опубликованы в авторитетном издании The Journal of Neuroscience), полностью подтверждающий эту теорию. Мышей учили находить выход из лабиринта. А когда животные запоминали дорогу, к ним несколько раз подсаживали более крупного агрессивного гостя. После нескольких недель такой “шоковой терапии” мыши теряли аппетит, становились нервными. Но главное — забывали путь из лабиринта. Кстати, проблемы с памятью длились у них потом еще несколько недель даже в состоянии покоя. А вот мыши, которых не подвергали опасности, как и прежде, помнили правильную дорогу.

У людей выявлены похожие механизмы. Из-за постоянного угнетения нервной системы у человека уменьшается количество активных нейронов в гиппокампе — области мозга, которая служит одним из главных центров памяти и одновременно участвует в эмоциональных реакциях. Проще говоря, гиппокамп “подвисает”, как программа в компьютере, и человек становится заторможенным, невнимательным, плохо запоминает события и факты.

Для пользы тела


Однако стресс стрессу рознь, считают ученые. Сильный кратковременный стресс играет роль позитивной встряски. Выброс гормонов на начальных стадиях подстегивает нас к более активному поведению. Вырастают показатели интеллектуальных способностей, так как мозг срочно продуцирует больше нейротрофинов — особых белков, поддерживающих нейроны мозга в состоянии жизнеспособности и обеспечивающих связь между ними. Следовательно, повышается качество мышления. То есть кратковременный стресс заставляет нас мыслить не только быстро, но и эффективно.

Ветераны, пережившие Великую Отечественную войну, часто вспоминают о том, что на фронте практически никто не болел обычными болезнями — простудами и так далее. Действительно, когда организм начинает готовить себя к потенциально опасным ситуациям, увеличивается выработка интерлейкинов — пептидных молекул, являющихся важной частью иммунной системы. Кроме того, на пике стресса, когда человек мобилизован внутренне и настроен на решение конкретных задач, организм просто не обращает внимания на такую мелочь, как простуда.

У всех по-разному


Несмотря на то что при стрессе в организме любого человека происходят одни и те же процессы (ведь все мы устроены одинаково), нельзя не заметить, что есть люди стрессоустойчивые, а есть те, кого нервный всплеск буквально лишает сил. Кто-то после скандала на работе или дома будет неделю ходить больным, а у кого-то плохое настроение исчезнет через пару часов. Почему так происходит?

Чувствительность к стрессу определяется совместной работой миндалевидного тела (или амигдалы) и префронтальной коры головного мозга. Амигдала отвечает за эмоции (в том числе и за страх). Здесь принимается решение, например, что делать в случае угрозы: драться или бежать. Префронтальная кора контролирует высшие когнитивные функции (в частности, отвечает за долговременное планирование). При стрессе она выступает как “огнетушитель”, подавляя панику и позволяя нам не терять голову. Если активность амигдалы выше, чем префронтальной коры, мозг реагирует на стресс сильнее. То есть совсем не так, как задумано природой. Например, вместо того чтобы собраться и сосредоточиться, человек впадает в ступор или, наоборот, в истерику.

Ученые считают, что в большинстве случаев строение нервной системы и ее особенности зависят от унаследованных нами генов. Хотя и тут не все ясно. Например, известно, что даже однояйцевые близнецы могут иметь разную стрессоустойчивость.

КОМПЕТЕНТНО

Владимир Кульчицкий, заместитель директора по научной работе Института физиологии НАН, доктор медицинских наук, профессор:


— Широко известна фраза: нервные клетки не восстанавливаются. Но с научной точки зрения это не совсем так. Начнем с того, что стресс — это естественная защитная реакция. Подразделяется она на три стадии, каждая из которых имеет свои особенности.

Первая — фаза напряжения (ее любят приверженцы различного экстремального времяпрепровождения). Она характеризуется активным выбросом гормонов стресса и, как следствие, учащением сердцебиения, повышением давления и так далее. В этот момент организм мобилизует все имеющиеся у него ресурсы, поскольку это не что иное, как защитная эволюционная схема, направленная на выживание любой ценой.

Второй этап — фаза стабилизации. В этом состоянии организм уже привыкает к ударным дозам гормонов, каждый из которых выполняет свою функцию. Человек напряжен, но это напряжение продуктивное, поскольку мозг настроен на аналитическую работу, а тело готово к испытаниям и перегрузкам.

Однако если фаза стабилизации затягивается на продолжительное время, наступает третья и заключительная стадия — фаза истощения. Именно она имеется в виду, когда говорят о вреде стресса. Дело в том, что наш организм физиологически не приспособлен постоянно находиться в “боевой готовности”. Сердце, мышцы, все остальные внутренние органы не могут все время работать на пределе — наступает усталость, начинаются сбои в их работе. Например, известно, что солдаты на войне действительно очень редко болеют. Но после возвращения домой на них буквально накидываются различные хвори — организм экстренно выработал ресурсы и ослаблен.

Фаза истощения отражается и на мозге — начинают гибнуть нейроны. Тем не менее процесс этот (исключая сложные травматические случаи) обратим. Природа, создавая наш уникальный организм и проводя его последовательно через цепь эволюционных изменений, предусмотрела этот вариант. Конечно, нам далеко до ящериц, которые способны отращивать новые хвосты. Но в головном мозге (и не только в нем) есть особый “строительный ресурс” — стволовые клетки. Именно они и приходят на помощь, замещая поврежденные. Так что нервные клетки хотя и не восстанавливаются, но, если можно так сказать, качественно замещаются.

ЛЮБОПЫТНО

Фото zoozel.ru/gallery

Ослабить стресс и даже свести его к минимуму лучше всего помогает рисование. Исследователи провели эксперимент, участниками которого стали несколько десятков человек в возрасте от 18 до 59 лет. После сеанса рисования и лепки уровень стрессового гормона кортизола у большинства снизился. По свидетельству самих участников эксперимента, психологически они стали чувствовать себя гораздо лучше. Кстати, умение рисовать и лепить никакой роли не играло: у людей, которые были абсолютными “чайниками”, стресс падал точно так же, как и у тех, кто имел неплохие навыки в этом деле.

bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter