Когда наступит светлое будущее?

Как отмечает главный инженер ЧУП «Светоприбор» ОО «БелТИЗ» Павел Степанович, сегодня только 20 % объемов продукции, выпускаемой на этом предприятии, реализуется на белорусском рынке, остальное отправляется на экспорт...

Рынок светотехнических изделий можно назвать специфическим:  спрос на нем ограничен. Вмонтировал человек в стену выключатель, заменил розетку и до следующего ремонта, а то и на добрый десяток лет забыл, что такое электроустановочное оборудование. А производителю при относительно невысокой стоимости товара приходится постоянно задумываться: как увеличить продажи?

К счастью, для роста рынка есть немалый задел, к примеру новостройки. Как отмечает главный инженер ЧУП «Светоприбор» ОО «БелТИЗ» Павел Степанович, сегодня только 20 % объемов продукции, выпускаемой на этом предприятии, реализуется на белорусском рынке, остальное отправляется на экспорт. Причина проста: больше отечественным потребителям не осилить. «Мы вполне успешно работаем с застройщиками, в этом сегменте особых проблем нет:  практически 100 % возводимых в Беларуси зданий вводятся в эксплуатацию с нашими светотехническими изделиями, — поясняет специалист. — Другое дело розничный рынок — здесь наша доля составляет чуть больше 50 %, но в последнее время нас все сильнее теснят конкуренты». 

По словам директора «Светоприбора» Константина Конойко, еще совсем недавно предприятие не имело серьезных конкурентов на рынках постсоветского пространства. Европейские производители занимали совсем иную, гораздо более высокую ценовую нишу. Но сейчас, помимо китайского «вектора», вполне способного потягаться со «Светоприбором» если не по качеству, то по цене, набирают обороты российские предприятия. Их розетки, выключатели, удлинители и другая продукция рассчитаны на массового потребителя. В качестве одного из таких конкурентов на «Светоприборе» называют российского производителя «Wessen», который вышел на рынок всего лишь несколько лет назад, но уже сегодня объемы выпуска и продаж этой компании на 30 % превышают аналогичные показатели белорусского предприятия. 

Чтобы покупатели по-прежнему делали выбор в пользу белорусских изделий, приходится значительно расширять ассортимент, параллельно изыскивая возможность снизить затраты на электроустановочные приборы. «Несмотря на то что предприятие, как относящееся к системе «БелТИЗ» (Белорусского товарищества инвалидов по зрению), обладает определенными преференциями, многие направления нашей деятельности осуществляются на общих, а не льготных основаниях. Это касается в первую очередь энергозатрат, которые в нашей сфере деятельности традиционно высоки», — поясняет Константин Конойко. Кстати, «Светоприбор» можно назвать предприятием уникальным:  доля ручного труда здесь чрезвычайно высока, при этом на себестоимости это серьезно не сказывается — на одно изделие она колеблется в пределах $ 1—1,5. В то время как инвалиды по зрению 1-й и 2-й групп собирают розетки и выключатели, конкуренты давно установили по несколько автоматизированных линеек и полностью отказались от использования живой силы. «В мире ручным трудом уже много лет не собирают такие изделия, — поясняет директор предприятия. — Но  мы преследуем иные задачи: нашим работникам  важно ощущать свою востребованность обществом». 

Осваивают на предприятии и выпуск новинок. Конечно, ноу-хау их назвать нельзя. Эти разработки уже давно известны в странах Западной Европы, но специалисты предприятия указывают, что использование в них 100 % отечественных комплектующих позволит сделать конечный продукт на порядок дешевле. К примеру, выключатель с датчиком движения французского производства, реализуемый на белорусском рынке по цене около $ 90, будет стоить около $ 15.

На снимке: наладчик-оператор ЧУП «Светоприбор» ОО «БелТИЗ» Алексей ВОРОБЕЙ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter