Когда настала эра «новой сказки»...

Псидемия — это глобальное управление нашим рассудком
Псидемия — это глобальное управление нашим рассудком

В детстве была я обычно записана сразу в несколько библиотек. Прихожу однажды в самую центральную из них, а там возле знакомой библиотекарши сидит тетенька с «домиком» на голове. Методист, стало быть. Воспитательную работу проводит.

В процессе сдачи стопки книжек я была удостоена подозрительного: «И ты что, все эти книги уже прочитала?», а в процессе получения новой порции интеллектуального удовольствия — назидательного: «Зачем ты берешь сказки? Ты ведь уже большая девочка! Возьми серьезную книгу...»

Замечания тетеньки–методиста я проигнорировала, поскольку с младенчества привыкла читать то, что хочется, и иметь о прочитанном собственное, пущай сто раз не совпадающее с «магистральным», мнение.

Вот так и получилось, что я, кроме серьезных–пресерьезных книг, до сих пор люблю сказки, мифы, легенды, предания, Новалиса, Гофмана, Яна Барщевского, Эдгара По, Брэдбери, Беккета и так далее...

«Даўгiя, шырокiя полы мантыi доктара лекарскiх i вызваленых навук развявалiся ад ветру, а яркi арэол наўкола сумнай галавы то разгараўся, то змяркаў. Пралятаючы над слаба асвятлёным дзеля боязнi аэрапланаў Менскам, цень доктара шукаў вачмi таго шпiталя, дзе ляжаў пры смерцi хворы з галадухi Янка Купала».

Это не Гоголь и не, прости господи, Лукьяненко. Это классик белорусской литературы Максим Горецкий, рассказ «Фантазия». Описан совершенно готический полет призрака Франциска Скорины, собирающего призраки других персонажей белорусского возрождения.

Кстати, недавно исполнилось 115 лет со дня рождения Максима Горецкого и 70 лет со дня его расстрела... Конечно, в школьной программе его произведения имеются. Вот только самое интересное для нас — то, что прочитывается не по школьной программе, а потому, что хочется... Представьте себе сюжет. Юная гимназистка окружена воздыхателями... Она собирается на каникулы и сообщает, что за ней пришлют экипаж... Правда, провожать себя строго запрещает. Почему? А потому, что ее отец, шляхтич Пухальский, сам обрабатывает свой кусок земли, и роль экипажа у него исполняет крестьянский воз... Вот на этом возу и уезжает «принцесса»... Поклонники разочарованы... Стирают с блестящих ботинок деготь, накапавший с «экипажа». «Букеты недалужненька ляжалi на жупане. Пухальскi паглядзеў на iх, пасапеў носам i спытаўся, хаваючы свой смех пад вусы:

— Цi мякка сядзець, вяльможная паненка?

— Мякка... — буркнула Юлечка i адвярнулася, каб не заплакаць.

Сонца паднiмалася. Сiўчык махаў галавою i пылiў нагамi. Пыл i дзёгаць давалi прыемны дарожны пах.

Горад блiшчэў адзаду, а наперадзе i з бакоў цягнулася шырока–далёкае меланхалiчнае поле».

Увы, сюжет рассказа Максима Горецкого чрезвычайно актуален. Воспитанные на теперешней массовой культуре «принцессы» искренне обижаются, когда вместо чего–то гламурного, воображенного во всей яви и обещанного рекламой за ними приезжает обычная телега, с которой капает деготь.

Потому как нынче настала, как утверждают литературоведы–социологи, эра «новой сказки». Идеология инфантильных людей, боящихся взрослеть. Вот ведь посмотрите: даже режиссеры вроде Гиллиама снимают фэнтези... И писатели поступают так же... А шоу–индустрия из кожи вон лезет, пытаясь нащупать сказочные образы, которые массам придутся по вкусу. Даже явление такое описано — псидемия. То есть психическая эпидемия в применении к современному информационному обществу. Это вам не просто интересная история, которую мамы рассказывают деткам, вроде «Красной Шапочки»... Это глобальное управление нашим рассудком. Сюжет, проникающий в сознание, в легкую промышленность, в общество и политику... Пример вам — «Звездные войны». Повлиявшие даже на формулировки политиков эпохи «холодных войн»... Или запоздавшие к нам «хоббиты–гоблины» авторства Толкиена... А вот слоган очередной псидемии: «Все бандерлоги — в блоги!»

И ведь идут «бандерлоги», то бишь интернет–пользователи, в упомянутые блоги. Лишь бы быть в мейнстриме, то бишь не отстать от моды... А потом затягивает!

Как–то все вывернуто наизнанку... Когда–то методист советовала мне взять что–то «серьезное»... А я брала сказки, которые, кстати, никакого отношения к псидемии не имели. Сегодня вместо методиста — фанерный Гарри Поттер со слоганом «Вы такого еще не читали!» и целый выбор «псидемических вирусов». «Дозоры» Лукьяненко — ощути себя «иным». Определись, темный ты или светлый, и... Врачи–психиатры расскажут о возможных вариантах развития сценария. Или вот замечательная сказочка для взрослых — «Пираты Карибского моря». Опять — от обложек тетрадей до ролевых игр, от фирменных париков с черными дрэдами а–ля Джек Воробей до установки «найду себе пирата». Еще глобальнее псидемия — «Гарри–Поттеровщина». Думаете, это для школьников с трудным детством? Уверяю вас, споры в фанатской сети ведутся на уровне обсуждения архетипов... Умный нынче фанат–то пошел. И достаточно солидный. Преподаватели вузов, например... Причем понимают, что писательница из Джоанны Роулинг слабая, что образы создает она картонные и вообще не в состоянии реализовать необходимые для развития этих образов психологические построения... Но архетипы–то угаданы шикарные! Вот потому фан–арт и фан–фикшн по «поттериане», то бишь любительские продолжения, перехлестывают все воображаемые пределы. Бог ты мой, если бы хоть часть их авторов сочинили столько же по объему произведений со своими героями! Но от архетипов так просто не отмахнешься. С одной стороны, сам Гарри Поттер, классический архетип Золушки (либо Избранного Ребенка, Неузнанного Принца и т.п.). Невзрачный, слабый, затравленный родней школьник, узнающий, что на самом деле он могущественный маг. Да кто ж такого не захочет! А с другой стороны — профессор Снейп (симпатичный, кстати, и мне архетип). Снейпомания охватила все страны, все возрасты — от гимназисток до бабушек, подписывающих постинги «люблю Снейпа 2 года 7 месяцев и 4 дня». Среди «подсевших» на этот байронический (или, по мнению некоторых, «псевдобайронический, с постмодернистской модификацией») образ есть с вполне удавшейся личной жизнью, даже семейные пары... Знатоки мифологии усматривают сходство этого персонажа с Трикстером, с архетипом Чудовища, с персонажем скандинавского эпоса Локи... Интровертный, затравленный подросток, обладающий гениальными научными способностями, вырастает в отягощенного комплексом вины двойного шпиона, невероятно мужественного, таинственного и желчного... Ну соскучились современные женщины по самодостаточным суровым мужчинам со сложным прошлым. Короче, псидемия катит! Ведь если по прочтении «Вия» как–то не хотелось искать вокруг себя ведьм, то многие поттероманы вовсю пытаются записаться в школу волшебства Хогвардс или хотя бы одно заклинаньице усвоить. Короче, «Букеты недалужненька ляжалi на жупане». Неудивительно, что «поттериановщина» постоянно находится на грани запрета. А ведь по ней и диссертации пишутся. Но я совершенно, простите, офонарела, когда прочитала, как на одном из форумов профессиональные генетики и биологи на полном серьезе, с помощью профессиональной терминологии, обсуждают, как действуют в «Гарри Поттере» заклинания... Вот уж сон разума рождает чудовищ... А ведь на Роулинг в самом деле подавала в суд Международная федерация колдунов и ведьм за то, что та неправильно описала технологию полетов на метле.

Кстати, есть версия, что на написание продолжения романов Роулинг как раз таки действовала фанатская литература. То есть отслеживалось, какие потенциальные сюжетные ходы более всего пользуются популярностью, и пришлось «маме Ро» сделать Снейпа, которого она искренне ненавидит, положительным героем. И скажите мне, при чем здесь литература?

Правда, особенность псидемий — то, что они не вечны. В данном случае как только «Звездные войны» или Покемоны, или «ГП» перестают приносить реальный доход, организовывается «новая волна любви»...

А классика — в том числе мои любимые сказки — остается.

И ее все равно будут искать и читать — по крайней мере, те, у кого хватает интеллекта отличить воображаемый экипаж от реальной телеги.

Фото Александра ЛЕЩЕНКО.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter