Когда на чаше весов – жизнь ребенка…

В   Витебске   насчитывается   свыше   320   неблагополучных   семей,   в   которых   воспитывается   364   ребенка.   Условия   проживания   всех   их   официально   признаны   социально   опасными

В   Витебске   насчитывается   свыше   320   неблагополучных   семей,   в   которых   воспитывается   364   ребенка.   Условия   проживания   всех   их   официально   признаны   социально   опасными

Казалось бы, даже по своему предназначению уютный семейный уголок – самое надежное место для малыша, только начинающего жить. Вспомните, с какой заботой обустраивают свои гнездышки для будущих птенцов пернатые, как старательно в самых потайных оврагах лесной чащи выбирают места для нор волки и лисы, насколько скрупулезно обследуют укромные и самые безопасные уголочки квартир наши любимицы кошки, ожидающие котят… 

К сожалению, homo sapiens в пылу человеческих страстей нередко теряет природой подаренные инстинкты материнства и отцовства, обрекая тем самым своих потомков на далеко не безопасное существование, лишенное элементарных радостей детства. Еще раз данный вывод подтвердился в ходе рейда-проверки, проведенного редакцией «Р» совместно с сотрудниками Витебского управления МЧС. 

…Прежде чем отправиться в путь, пресс-секретарь областного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям Марина Фандо знакомит с оперативной обстановкой в городе и отмечает, что работа по контролю за неблагополучными семьями в последнее время заметно активизировалась со стороны всех государственных органов. Этому помогло принятие многочисленных республиканских программ по защите детства, а также официальное объявление 2007 года Годом ребенка. Во взаимодействии с работниками сферы образования, социальной защиты населения и других служб спасатели отслеживают обстановку в каждой семье, по какой-либо причине попавшей в поле зрения социальных педагогов школ, районных комиссий по делам несовершеннолетних, сотрудников  милиции. Вместе оценивают ситуацию, в случае необходимости принимают решения по оказанию помощи или же об изъятии детей. 

Нашу рейдовую группу сопровождал инженер Витебского горотдела по ЧС Дмитрий Левкович. Молодой  человек по дороге признался:  после посещения отдельных семей очень трудно бывает настроиться на позитивный лад. Теперь же, во время проведения специального месячника по профилактике гибели людей на пожарах, общаться с самой «рисковой» категорией населения приходится практически ежедневно. За Дмитрием, как и за остальными его коллегами, закреплено свыше 440 одиноко проживающих престарелых граждан, около 160 инвалидов, многодетных и неблагополучных семей. И хотя все подопечные требуют пристального внимания, семьи, где воспитываются маленькие дети, неизменно берутся под особый, первоочередной, контроль. Поступать так заставляет сама жизнь – уже в нынешнем году в области на пожарах погибло два ребенка. 

…В маленьком домике, где проживает многодетная семья Новиковых (фамилии героев изменены по этическим причинам.Авт.), гостей явно не ждали. В коридорчике, угрожающе качаясь, сгнивший пол  уходит из-под ног. Оборванные обои, обшарпанная печь, грязные лоскутки половиков и до предела заполняющая собой затхлый мирок этой  единственной жилой комнатки вульгарная песенка из потертого магнитофона... На руках у хозяйки – маленькая девочка. Двухлетняя Карина явно гриппует, но ни мамы, ни папы дома нет. Малышку временно смотрит сестра родительницы, а взрослые члены семьи, как она поясняет, заняты бракоразводным процессом. Выясняется, что разъезжаться бывшим супругам, имеющим на иждивении еще двоих малолетних детей, некуда. Тем не менее никто из родителей в угаре семейных скандалов не задумывается, что ради детей стоило бы хоть на время заключить перемирие и заняться ремонтом ветхой электропроводки и печи. Не говоря уж о наведении элементарного санитарного порядка в жилище. 

Но, как оказалось, в общей картине родительской деградации это еще «цветочки», «ягодки» ждали нас впереди. Следующий адрес в маршруте рейдовой группы — семья Ткачевых, которая занимает половину дома, расположенного на окраине областного центра. Пробраться в трущобы наших героев оказалось делом непростым: прямо под дверью — зловонная помойка, у крыльца —  кровожадный бульдог, вход в жилище завален горами мусора, окна заделаны фанерой и целлофаном. Груды грязного белья, ломаной мебели, непригодной обуви и другие «экспонаты», свидетельствующие о полной бесхозяйственности жильцов, сопровождают нас вплоть до тесной, жарко натопленной комнатенки. По заключению специалистов, в этом доме в любой момент может вспыхнуть пожар – электропроводка не выдерживает никакой критики, мотки проводов висят прямо над головой, оголенные провода оклеены обоями… 

А вот и хозяйка. Светлана встречает рейдовую группу с младенцем на руках и объясняет: денег на ремонт жилища нет. Семья, на иждивении которой находится четверо детей, живет на одну зарплату. Муж, по ее словам,  получает 200—220 тысяч рублей в месяц, а пособие на детей не выплачивается. Женщина рассказывает, что государственной поддержки ее семья якобы лишилась по причине… компьютерной ошибки. Супруг, как и полагается, мол, добросовестно отработал минувший год в коммерческой фирме, а в итоге подтвердить это не смог – данные потерялись. В том, насколько вышеизложенная версия соответствует действительности, разберутся официальные органы. А для того чтобы уже сегодня обезопасить жизнь детей от вполне реальной угрозы, поселившейся в их доме, прямо на месте сотрудниками пожинспекции выносится запрет на использование электропроводки. О критической ситуации в семье Ткачевых проинформирован городской отдел образования, администрация Железнодорожного района города Витебска, официальные письма с просьбой об оказании помощи разосланы по адресам родственников многодетного семейства. Вот только с трудом верится, что даже после стороннего вмешательства и поддержки в этом доме все будет в порядке. Уж слишком красноречивы факты бесхозяйственности и равнодушия взрослых  к своему семейному очагу и собственным детям. 

А вот супруги Семеновы весьма оригинально избавились от ответственности за судьбу троих отпрысков. По адресу, указанному социальным педагогом школы, ни мамы, ни папы застать не удалось. Оказалось, что шестнадцатилетнего Павлика, пятнадцатилетнюю Яну и десятилетнего Антона мать без зазрения совести покинула пять лет назад. Выйдя замуж повторно, родила еще одного ребенка. В новой семье места для детей от первого брака, конечно же, не нашлось… Чуть позже из дома ушел отец, решивший, что пришло время  и ему устраивать свою личную жизнь. К счастью, от родных внуков не отказалась бабушка, которая теперь занимается их воспитанием. Ребятам, бесспорно, повезло – в доме порядок и чистота, они сыты, обуты, одеты. О том, насколько тяжела такая ноша для пенсионерки, остается только догадываться. Равнодушие и отсутствие материальной поддержки со стороны невестки пожилая женщина оправдывает финансовыми затруднениями, а вот  160 тысяч, выданных в феврале сыном на содержание детей, с неприкрытой гордостью называет «большими» деньгами… 

…«Экскурсия» по проблемным семьям завершена. Завтра и послезавтра ее продолжат те, кто в соответствии с республиканской программой уполномочен призвать к ответственности нерадивых родителей и вернуть детство маленьким гражданам нашей страны. Сотни адресов, десятки наивных детских глаз, с обожанием взирающих на любимых пап и мам… Они, маленькие заложники родительского эгоизма и безразличия, еще не в состоянии различать любовь и равнодушие. Природа предусмотрительна в своей созидающей деятельности, и потому зазеркалье жизни пока неведомо им, твореньям чистым и безгрешным. Дети безгранично доверяют тем людям, что дали им жизнь, и даже не подозревают, как ничтожно мала порой ее стоимость в пылу  губительных родительских страстей. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter