Когда музы встают под ружье

Выставка «Мобилизация искусства. Графика Первой мировой войны 1914–1918» открылась в Центральном музее современной истории России

Выставка «Мобилизация искусства. Графика Первой мировой войны 1914–1918» открылась в Центральном музее современной истории России

Этот год проходит под знаком 100-летия начала Первой мировой войны. Войны, которая произвела на мир эффект внезапно разорвавшейся бомбы. И была несравнима с предыдущими по степени жестокости. Именно здесь были применены первые газовые атаки, первые танки и огнеметы. Война велась на воде, на суше и в воздухе. С помощью оружия, экономических санкций и дипломатических решений. Но была и еще одна мощная сила – пропаганда.

Российское общество в целом встретило войну подъемом патриотических настроений. Во многом такому патриотическому подъему способствовали пресса и искусство. Когда была объявлена всеобщая мобилизация, многие художники поехали на линию фронта добровольцами, где работали в качестве корреспондентов периодических изданий. Поэтому о войне многие из них знали не понаслышке. Евгений Лансере, член объединения «Мир искусства», отправился на Кавказский фронт. Алексей Кравченко был прикомандирован к 1-му дворянскому санитарному отряду в должности фотокорреспондента и художника и после командировки создал серию офортов «Галицийский фронт. 1916 год».

Эта серия и многие другие работы художников, находившихся как на фронте, так и в тылу, представлены на выставке «Мобилизация искусства. Графика Первой мировой войны 1914–1918», проходящей в эти дни в Москве. Первое, на что обращаешь внимание, – техническое, стилистическое и жанровое разнообразие. Акварельные рисунки, офорты и многие другие техники использовались художниками того времени. В основе выставленной коллекции – карикатуры знаменитых мастеров этого жанра – П. А. Алякринского и А. И. Лебедева, а также фронтовые зарисовки Г. С. Верейского, Е. Е. Лансере, С. А. Виноградова. Некоторые авторы карикатур – например В. Н. Дени (Денисов) и Д. С. Моор (Орлов), – в будущем станут основоположниками советского агитплаката. Плакаты Георгия Верейского приобретут особую популярность уже в годы Великой Отечественной войны.

На карикатурах – пузатые немцы в кайзеровских касках, скачущие верхом на козах и свиньях. Германия то в образе лисы из басни Эзопа «Лиса и виноград», то в образе обезумевшей старушки, с обожанием глядящей на кайзера. Турция в образе хитрого карлика в феске, огромных шароварах и крючконосых туфлях. Не редкий персонаж – русский мишка, свирепый для тех, кто посмел на него пойти с ружьем. И Победа в образе девы-призрака, стремительно убегающая от солдата.

Смех смехом, но эти образы, созданные художниками, оказывали сильное влияние и на армию, и на мирное население. И многие из этих образов, превратившись в устойчивые стереотипы, снова нарисуются – на плакатах и карикатурных рисунках уже Второй мировой войны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter