Когда монополист с наваром, потребитель в шоке

НЕДЕЛЮ назад довелось быть по делам в Славгороде. Чтобы поужинать вечером в гостинице, заглянул в магазин местного райпо. И представьте себе, мне показалось, что время повернуло вспять: в молочном отделе в конце ноября продукты продавались по августовским ценам.

Почему один и тот же товар в разных регионах стоит по-разному?

НЕДЕЛЮ назад довелось быть по делам в Славгороде. Чтобы поужинать вечером в гостинице, заглянул в магазин местного райпо. И представьте себе, мне показалось, что время повернуло вспять: в молочном отделе в конце ноября продукты продавались по августовским ценам.

Сметана жирностью 25 процентов в полиэтиленовом пакете емкостью 0,5 литра стоила здесь чуть больше 4 тысяч рублей, литр молока жирностью 3,5 процента — 2320 рублей, кефира с такими же параметрами — 2340 рублей, двухсотграммовая упаковка творога жирностью 9 процентов — несколько больше 3 тысяч. Удивили и низкие цены на хлебобулочные изделия. Различные сорта хлеба укладывались в сумму от 1590 до 2640 рублей, обычные батоны из пшеничной муки высшего сорта — от 2700 до 3000 тысяч. В Минске, во многих пригородных районах столичной области цены на эти продукты еще с лета начали расти, как грибы после дождя.

Вернувшись из командировки, заглянул в магазин Минского райпо, который находится в агрогородке Михановичи. На мой вопрос, почему продаются только дорогостоящие молоко и сметана 3,6 и 26-процентной жирности, а также хлеб «Дарницкий», который почему-то стал продуктом улучшенного качества, продавец ответила: другого товара заводы не отпускают. Магазин регулярно отправляет заявки на Слуцкий сыродельный комбинат, где еще производят дешевое молоко жирностью 3,2 процента, но привозят всего два-три ящика.

Напомню, что «БН» уже сообщала о сентябрьском постановлении Министерства экономики Беларуси по регулированию торговых надбавок на социально значимые товары. Срок действия документа истекает 15 декабря. Хотя и в период действия производители весьма своеобразно уклонились от его исполнения. Согласно постановлению, к примеру, регулирование цен ограничивалось молоком коровьим пастеризованным и кефиром жирностью до 3,5 процента, сметаной жирностью до 25 процентов и творогом — до 9 процентов. Переработчики, не долго думая, переориентировали производство. Начали выпускать молоко жирностью 3,6 процента, сметану — 26 процентов и десятипроцентный творог. Продукция с меньшей жирностью тоже не исчезла. Просто ее обогащают различными добавками — кальцием, лактулозой, витамином С — и выводят из-под государственного ценового контроля, увеличивая при этом стоимость почти в два раза.

При таком подходе у торговли «развязываются» руки, и она может применять самые высокие надбавки. То же самое происходит и с другими продуктами, розничную стоимость которых пока еще регулирует государство.

На последней коллегии КГК Беларуси проанализировал состояние внутреннего потребительского рынка республики и пришел к выводу, что основная его проблема — рост цен. Благодаря либерализации экономических отношений их формирование перешло в руки отечественных товаропроизводителей. В то же время органы госуправления при регулировании цен на товары субъектов-монополистов не приняли должных мер по соблюдению государственных интересов, как предписано антимонопольным законодательством. В результате рост цен составил у них с начала года 204,3 процента. Товаропроизводители не полностью выполняли заявки торговли. Происходило это как из-за резкого увеличения объемов экспорта белорусских товаров, так и по причине неспособности или неготовности некоторых промышленников удовлетворять возросшие запросы потребителей. Кроме того, в силу отсутствия таможенных преград наблюдался неорганизованный вывоз товаров в Россию.

По итогам заседания коллегии КГК в Правительство внесены конкретные предложения по наведению ценового порядка на внутреннем рынке. В частности, предлагается директивно обязать молочников поставлять туда дешевую продукцию.

Нонсенс в том, что либерализация экономики в какой-то степени сыграла на руку недобросовестным игрокам на рынке. Учитывая это, белорусское Правительство расширило список социально значимых товаров и услуг , цена которых находится под контролем государства, с 14 до 27 позиций. Мера, конечно, временная и связана с тем, что принятый еще в 1992 году документ по антимонопольному законодательству морально устарел.

Как сообщили в Правительстве, по поручению Президента проект нового правового акта уже разработан. Пока его широко не анонсируют, но специалисты считают, что он расставит все точки над «i»: кто, кого и как должен контролировать, какая ответственность ждет нарушителей.

По мнению экспертов, сегодня, когда формируется Единое экономическое пространство, антимонопольный закон необходим как никогда. Рынок расширяется, и нужен орган, который будет отстаивать интересы потребителей и добросовестных производителей.

Олег КАМИНСКИЙ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter