Почему большинство наших авторов и артистов предпочитает "дружеские" отношения договорным

Когда мои друзья со мной

«Слова Михаила Танича, музыка Владимира Шаинского, исполняет Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио». Побывала на днях на записи телеконцерта белорусской эстрады — будто машину времени назад в 1970–е крутанула. Наши артисты, прежде чем исполнить песню, вернулись к старой доброй традиции объявлять авторов, щедро благодарить их со сцены за озарение, упоминать обстоятельства знакомства, в общем, расшаркиваться утомительно и пафосно, со всей широтой славянской души. Концерты, увы, снова стали безразмерными: долгий спич завершает короткая песня. Если каждый из 30 исполнителей перечисляет все светлые стороны отцов произведения хотя бы 5 минут, простая арифметика подсказывает, что общий хронометраж мероприятия увеличивается на два часа. И что, бедные зрители в длинных паузах между песнями будут вынуждены слушать вдохновенные исторические справки про «ктоэтилюди» и поглядывать на часы?


Меня вот такой длинный концерт вымотал, на своей странице в соцсети написала пост с вопросом о том, зачем в XXI веке возвращаться к красным папкам, отворять их торжественно и с интонациями Ангелины Вовк и Евгения Меньшова зачитывать по бумажке все награды и регалии поэтов–песенников, композиторов, исполнителей? Для чего превращать вполне себе молодежный телеконцерт в мартиролог? В ответ мне посыпались комментарии от продюсеров, авторов и заслуженных артистов. У многих накопилось. Все понимают, откуда растут ноги: Эдуард Семенович Ханок возмутился не так давно, что его имя не упомянули на концерте памяти Александра Тихановича. Автор песни «Малиновка» пригрозил артистам судебными разбирательствами по вопросу авторских прав. Закрутился кошмар. Местный шоу–бизнес занял две непримиримые позиции: одни строго за Ханка — артисты обнаглели, недоплачивают авторам; другие категорически против — Эдуард Семенович уже достаточно «состриг» со своих хитов в советские времена, построил на них карьеру, сколько можно к этому возвращаться? Но на всякий случай артисты вернулись-таки к практике благодарить песенников со сцены, тешить их самолюбие и гордыню, что приводит к грустным размышлениям.

Большинство наших авторов и артистов предпочитает «дружеские» отношения договорным, правовая система не выстроена абсолютно и сознательно, как я подозреваю. Подключаться в общемировую практику и отчислять роялти от исполнения песен на концертах, корпоративах и в телешоу никто из наших исполнителей не спешит. Так удобнее. Многие из них поют на заказных мероприятиях не только композиции уважаемых белорусских композиторов, мировые хиты тоже идут на ура, только вот Стинг, или Брайан Адамс, или Эндрю Ллойд Вебер вряд ли об этом подозревают. Наш Национальный центр интеллектуальной собственности худо–бедно регулирует отношения между авторами и артистами, но на местечковом уровне, с подходом «средняя температура по больнице». Организатор концерта в «рапортичке» для НЦИС старается перечислить только те прозвучавшие на концерте песни, из–за которых наверняка не будет правовой тягомотины. А что пели и чем развлекали публику на самом деле — тайна великая есть.

Меня искренне удивляет, почему наш популярный певец и певица до сих пор не имеют на руках на каждую песню из своего репертуара хотя бы обычный договор с автором, элементарно написанный на бумажке, пусть от руки, но заверенный у юриста. Поддержу комментарий композитора Анатолия Чепикова, оставленный на моей странице: «Цивилизованное урегулирование этих вопросов лежит в плоскости подписания нескольких договоров: а) договор об исключительном праве на исполнение; б) договор о передаче прав на переработку, распространение, съемки и т.д.; в) договор с аранжировщиком о передаче исключительных прав на аранжировку либо договоры неисключительные и так далее. Мороки на один день и поход к нотариусу. Но судебных тяжб потом нет никогда». Нормальные, интеллигентные, образованные люди не могут и не должны решать свои правовые вопросы на сцене, на глазах у зрителей: подари мне песню — а я тебя «в телевизоре» упомяну, расскажу на миллионную аудиторию, какой ты крутой автор. Такой «банный» подход к делу, когда серьезные вопросы решаются во время застолий, а не в нотариальных конторах, рано или поздно приводит к некрасивым публичным разборкам.

Мне в страшном сне не может присниться, что на концерте популярной западной группы или, скажем, на «Евровидении» перед каждой песней артисты начнут упоминать авторов или лейблы, которым данная композиция принадлежит. Cлучай же с Ханком показал, что наши артисты в большинстве своем пока беспомощны как дети, не знают, что им делать и как, когда кого упоминать и зачем. Между тем механизмы защиты авторских прав давно и успешно отлажены во всем мире, не стоит притворяться и строить из себя несмышленышей. Нужно просто решиться и однажды принять ту модель, которая устроит певцов и авторов одновременно.

viki@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter