Древний монастырь, сельская школа, катакомбы: тайны и легенды одной полесской деревни

Когда Именин был Тороканью

Человеку приезжему, случайному может показаться, что деревня Именин Дрогичинского района — обычный агрогородок. Школа, детский сад, сельсовет, магазин, церковь. Вдоль только что отремонтированной центральной улицы выстроились аккуратные дома. Соль в том, что на протяжении нескольких столетий Именин носил совсем другое название – Торокань, а сельчане до сих пор называют себя тороканцами. Как этот топоним связан со знаменитой Тмутараканью и связан ли вообще – поди сейчас разберись. В полесской Торокани и без того живет какое-то невероятное количество историй, легенд и загадок.

Уникальное место

В декабрьский солнечный полдень, когда термометры показывают странные для этого времени года + 11 °С, улицы Именина тихи и безлюдны. Сюда мы приехали с директором Дрогичинского военно-исторического музея имени Удовикова Сергеем Граником. Он родом из этих мест, поэтому история Торокани и окрестностей для Сергея Владимировича представляет не только научный, но и личный интерес:

getImage
– Откуда взялось название Торокань? Судя по всему, деревня была основана татарами с северного побережья Черного моря. Они жили в наших краях еще со времен ВКЛ. У соседних населенных пунктов названия не менее говорящие: Татарья, Корсунь, Татарновичи… Кандидат филологических наук, знаток диалектов Федор Климчук отдельно выделял своеобразный тороканский говор. Да и фамилии отличались на фоне остальных. Например, Мурза, Галабурда…  

В XVI веке в Торокани построили монастырь. В 1613 году он стал униатским, а еще сто лет спустя монастырь передали ордену базилиан.

Сергей Граник показывает копию части 13-го тома «Археографического сборника документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси». Это издание опубликовано в Вильно в 1902 году. Читает:

– В Торокани построили великолепные, роскошные здания и дворцы, заложили итальянские огороды, насадили сады с самыми разнообразными и редкими деревьями, выкопали пруды, провели орошение. 

Учитель Татьяна СОЛОВЕЙКО больше 10 лет занимается историей Тороканского монастыря.  

Больше 10 лет историей Тороканского монастыря занимается учитель дрогичинской гимназии Татьяна Соловейко. Собирает информацию по крупицам. Ученики Татьяны Евгеньевны с работами, посвященными монастырю, побеждали на республиканских научно-практических конференциях:

– Раньше мы даже не подозревали, насколько это место уникальное. Здесь располагалась резиденция генерала ордена базилиан. То есть из Торокани управляли всем орденом. Монахи собрали шикарную библиотеку, основали школу для осиротевших детей священников, иконописную мастерскую. Некоторое время в Тороканском монастыре работал известный греческий богослов Петр Аркуди. Ну а в середине прошлого века кое-кто решил выслужиться. Богоявленский храм взорвали. Дедушка рассказывал, что после взрыва молодых людей пригласили на разборку завалов. С останками монахов, которые были похоронены в подвалах, не церемонились: кости выбрасывали прямо в поле.

Офицер, священник, наставник

Время расцвета монастыря – XVIII век. Через 100 с лишним лет религиозная и просветительская деятельность практически свернулась. Возродить былую славу Торокани взялся Донат Новицкий — последний настоятель старой Богоявленской церкви. Человек необычной судьбы. По первому образованию — офицер. По второму – священник. Прошел Соловецкий лагерь особого назначения. В 1932-м был освобожден после обмена заключенными между СССР и Польшей. С того же года служил в грекокатолическом приходе в Торокани. Здесь основал школу. Многим сельским ребятам дал путевку в жизнь. За свои деньги учил их в Хелме и Варшаве. В памяти жителей деревни Новицкий остался как учитель и меценат. Но в Именине до сих пор нет улицы, названной в его честь. А вот дом наставника сохранился. Местные его так и называют – дом Новицкого.


– Благодаря Донату Новицкому два моих дяди получили образование в Хелме, а тетя – в Варшаве, – рассказывает Сергей Граник. – В деревне любили Новицкого. Он создал отличную библиотеку, где собиралась молодежь, чтобы не только почитать, пообщаться, но и послушать радио или граммофон. В сентябре 1939 года Донат Новицкий раздал все книги местным, собрал вещи и отправился в Польшу. Жил под Варшавой. Участвовал в польском подполье. Умер в начале 1970-х. Несколько книг из библиотеки Новицкого хранились у моего деда. Но, видимо, он решил их сжечь от греха подальше…

Удивительный факт: летом 1938-го благодаря усилиям Доната Новицкого в Торокани побывал кардинал Эудженио Пачелли. Вроде бы ничего интересного, но через несколько лет этот самый кардинал станет Папой Римским Пием XII. Сохранились воспоминания свидетелей этого визита. Например, известно, что в Торокани гостя угощали бисквитным тортом с белыми семечками. Но монастырь угасал. Перед Второй мировой войной в монашеских кельях размещалась польская сельхозшкола. А во время оккупации в монастыре что-то искали немцы — вскрывали стены в разных зданиях.

Истории и легенды, связанные с жизнью Тороканского монастыря, живы и сегодня. Сергей Граник рассказывает:

– В XVIII веке в монастыре не только писали иконы, но и делали религиозную утварь. Особенно ценились изделия из кости лося. Один из перстней получился настолько красивым, что его отвезли в Ватикан и преподнесли Папе Римскому. Понтифику объяснили, что перстень имеет чудотворную силу, поскольку в купальскую ночь его омывали в водах священной реки Ясельды. Я был еще совсем пацаном, когда мой дядя Алексей Млынчик рассказал эту историю. Помню, что слушал его раскрыв рот.

Загадки древнего подземелья

С Сергеем Граником едем на окраину села. Проходим через небольшую браму. За ней — короткая аллея с камнем в конце. Глыба из сцементированного кирпича — все, что осталось от древней церкви. Самого большого и красивого культового здания в Дрогичинском районе. Монастырские корпуса сохранились и используются под какие-то сельскохозяйственные нужды. Место, где раньше находился внутренний дворик, заросло травой. Под ней – сотни метров тоннелей и ходов:

– Протяженность этих тоннелей, по некоторым сведениям, доходит до 500 метров. В стенах были ниши, а в них стояли саркофаги с останками монахов и настоятелей монастыря. Когда храм взорвали, целая рота солдат заваливала обломками эти ходы, чтобы никто там не лазил. Несколько лет назад раскопали один из входов в монастырские подземелья. Его ширина – 5 метров, высота – 2,7. Это место совершенно не изучено. С точки зрения науки оно представляет огромный интерес. Территория монастыря должна находиться под охраной государства, чтобы не разобрали, не уничтожили хотя бы то, что осталось…

Здесь располагалась монастырская столовая.

От былого величия осталось действительно немногое: часть парка, кухня, амбар, пруды. У Сергея Граника была идея разместить в старой кухне музей, но нужны деньги и местная инициатива. Пока не хватает ни того ни другого…

– Именин включен в туристический маршрут. Возим школьников. Если раскрутить тему монастыря, униатства, сюда можно реально привлечь туристов, причем не только из Беларуси. С точки зрения развития туризма место перспективное. К тому же с недавних пор организованные группы иностранцев могут посещать Дрогичинский район без виз.

Председатель Именинского сельисполкома Светлана Грушко говорит, что местные власти готовы поддержать инициативу:

– Наследие Торокани действительно интересная тема, которая может привлечь в Именин немало туристов. Мы готовы выделить помещение под музей, но кто-то должен заниматься его наполнением и развитием. Перед нами есть живой пример – в Бездеже энтузиасты создали потрясающий «Бездежский фартушок», который сегодня посещают сотни и тысячи человек.

Сергей Граник продолжает мысль:

– И нам есть чем удивить. Нужно возродить уникальный обряд «Похороны звонаря». А здешний говор? Во время литургий читали псалмы и молитвы, написанные местными жителями на местном диалекте! Где еще такое увидишь? Когда сюда приехал батюшка из России, он не мог понять, на каком языке молятся прихожане. А они отвечали: так молились наши деды, отцы, так молимся и мы.

Азы народного творчества

Из сельсовета направляемся в местную церковь. Ее построили в 2004-м. Внешне храм ничем не примечателен. А вот внутри… Здесь можно увидеть иконы из того самого Тороканского монастыря. Чувствуешь себя словно среди экспонатов Национального художественного музея. Святой Николай, Матерь Божия Тороканская, резная гробница Иисуса, ангелы и жены-мироносицы — изображения их выполнены по-народному наивно. Это не суровые иконописные лики, а лица живых людей. Возможно, и писали их с тех, кто жил рядом. Нет строгих канонов, на полотнах присутствуют латинские и польские надписи. Это скорее церковная живопись, чем иконы в строгом понимании. И тем не менее омоленная на протяжении столетий многими поколениями полешуков…

– Народное творчество, – комментирует Сергей Граник. – Посмотри, как изображали святых. Обычными, живыми людьми. Вот, например, столяр. В руках циркуль, уголок. Дух наивности. Некоторые иконы требуют серьезной реставрации. Очень важно их сберечь.   

losich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter