Почему явление «отец в декрете» продолжает оставаться непопулярным?

Когда мама на работе

В современном мире молодые мамы, чей “профессиональный” праздник мы ежегодно отмечаем 14 октября, все чаще стремятся совмещать свои родительские обязанности с построением карьеры. Да так успешно, что порой даже отказываются уходить в трехлетний декрет. И здесь на помощь приходят мужья: уже три с лишним тысячи отцов в Беларуси оформили отпуск по уходу за ребенком до трех лет. Как живется семьям, в которых мамы и папы поменялись ролями, чтобы принимать равное участие в воспитании малыша?

фото culture.ru

Василию 34 года, сын Артем, которого он воспитывает в буквальном смысле слова с пеленок, в семье первенец. Мама мальчика, Алиса, работает в крупной частной фирме. О возможности совершить быстрый скачок по карьерной лестнице она узнала на пятом месяце беременности. Решила не упускать такой шанс и предложила мужу уйти в декретный отпуск после рождения ребенка. Благо сегодня это вполне законный вариант.

— Я работал в отделе снабжения в строительной организации, получал гораздо меньше, чем Алиса, — рассказывает Василий, покачивая коляску с уснувшим Темой. На встречу с журналистом у занятого папы всего сорок минут — во время обязательной дообеденной прогулки в парке. Потом нужно пешком возвращаться домой (это еще плюс полчаса), кормить сына смесью из бутылочки, запускать стиральную машину, готовить ужин...

— Когда жена объяснила ситуацию, я поначалу набычился: меня, здорового рукастого мужика, отправляют к памперсам, распашонкам, кастрюлькам и бутылочкам? Да и боялся, если честно, что не справлюсь. У меня не было младших братьев и сестер, в предыдущем браке детей не нажил, так что опыта — никакого. Но вопрос денег стал решающим: у нас кредит за квартиру и моя тяжелобольная мама в придачу. Средств в месяц уходит прилично. А что такое “декретные” плюс моя зарплата? В лучшем случае — существование ниже среднего уровня. Чего ни я, ни жена не хотели.

На работе к моему решению отнеслись двояко. Начальник сразу рубанул: “Ты что, спятил?” Коллеги сначала усмехались: “Будешь ты, Василий, как усатый мам!” Потом, когда поняли, что я всерьез решил уйти в декрет, начали подтрунивать более язвительно: мол, сначала ты был просто приживалкой (до покупки квартиры в кредит я жил на территории жены и тещи), а теперь вообще станешь подтирателем детских попок. Всякое пришлось выслушать. Коллектив мужской, а мой поступок для многих — чуть ли не унижение мужского достоинства. Директор вообще заявил, что я — первый претендент на сокращение штата: “Где такой закон есть, что я должен толкового специалиста к погремушкам отправлять и еще место для него держать три года?” Пришлось даже юриста подключать к решению этого вопроса. А еще я пригрозил, что в случае отказа подключу интернет-сообщество и тогда директору несдобровать. В итоге со мной не захотели связываться, и я ушел в декрет. Через год планируем отдать Тему в садик, нужно будет возвращаться в свой коллектив, но, чувствую, примут меня там без особой радости. Подумываю о смене работы.
КСТАТИ

В странах Западной Европы декретный отпуск для пап давно стал привычным явлением. В Швеции девять из десяти отцов предпочитают выполнять свои родительские обязанности на дому, поскольку в декретном отпуске получают 80% зарплаты. В Дании мужчинам дают 2 недели отпуска после рождения ребенка (с сохранением зарплаты). В Исландии папам в декрете также выплачивают 80% зарплаты, и у них есть возможность оставаться дома с малышом до трех месяцев. В Испании отцам и вовсе выплачивают все 100 % зарплаты в течение 10 недель декретного отпуска. А в Португалии каждый отец обязан провести со своим новорожденным ребенком не менее 5 дней дома. Если молодой папа выходит на работу сразу после рождения малыша, ему грозит штраф.
Какие впечатления от отпуска по уходу за ребенком? Во-первых, не знаю, какому умному человеку пришло в голову назвать это отпуском. Я меньше на стройке вкалывал, чем сейчас. Сплю в лучшем случае 4—5 часов в сутки, а сын порой кажется тяжелее, чем мешки с цементом, которые мне неоднократно приходилось таскать. 

Во-вторых, я понял, что растить ребенка — очень дорогое удовольствие. А ведь мы еще считаемся зажиточной семьей! В-третьих, за последние полгода я до такой степени вник в кулинарные нюансы, что теперь, похоже, вполне могу открыть маленький ресторанчик и работать там шеф-поваром. В-четвертых, отношения с женой стали немного другими. Теперь я понимаю, почему больше всего разводов в семьях приходится на период после рождения ребенка. Я сейчас от самого себя ушел бы, если бы была такая возможность. В постоянном недосыпе, раздраженный, в старых трениках и майке, обляпанной детской отрыжкой. Спасибо Алисе за то, что она все это терпит. Наверное, чувствует себя виноватой. Наш брак держится только благодаря ей. А у меня, видимо, сейчас состояние, которое называется послеродовой депрессией.

Но есть и плюсы. К примеру, с сыном мы отлично ладим. Хотя и детской пюрешкой друг в друга кидались, и горшок с содержимым он на меня переворачивал. А теперь заглянет в глаза — и улыбка до ушей. Прямо с утра, стоит мне только к его кроватке подойти. На Алису он так не реагирует. Мама у нас — это какое-то экзотическое существо, которое появляется поздно вечером, играет с нами часок, щекочет, но быстро устает и идет отсыпаться. А папа постоянно рядом, на него всегда можно положиться. И в прямом смысле слова тоже: Тема обожает спать на моем животе. Раскинется морской звездой — ему так удобно...
НА ЗАМЕТКУ

Процедура оформления отпуска по уходу за ребенком до трех лет одинакова для всех и не зависит от того, идет в декрет мать, отец или бабушка. Для этого нужно написать заявление на имя своего руководителя. Но если, к примеру, с ребенком будет сидеть папа, ему нужно принести справку с работы мамы о том, что она не находится в отпуске по уходу за малышом.
Если по тону Василия не составит труда догадаться, что “декретная прогулка” ему дается нелегко, то Евгений, 26-летний молодой папа, пока что полон энтузиазма и настроен повторить свой подвиг при рождении второго малыша:

— Наверное, дело в воспитании и образе жизни, который ведут представители нашего поколения, — объясняет свою позицию Женя. — Уже нет строгих разграничений: это — мужское дело, а вот это — сугубо женское. Моя жена Марина, к примеру, отлично умеет собирать простенькую мебель, дружит с отвертками, шурупами, дрелью. Легко починит кофемолку и освоит новый мобильник. А у меня руки из одного места растут, да и с современными гаджетами я в основном на вы. Зато хорошо готовлю и декорирую наш дом. У меня были три младшие сестры, так что еще и за малышами я умею присматривать и ухаживать. Работаю в удаленном доступе, доход нерегулярный, но приличный. А вот Марина — начальник отдела в госучреждении, работает с 9 до 18 часов, обед — строго по расписанию. По своей сути она немножко чиновник, росла в семье педагога и директора магазина, так что для нее такое расписание будней — в порядке вещей. Это я не смог бы так жить.

фото mam-a.ru

Вообще-то, дочку мы не планировали: Марина собиралась на стажировку в Китай, а тут такой сюрприз! Наверное, если бы обнаружили беременность на месяц раньше, жена решилась бы на аборт. Но сроки уже вышли, пришлось рожать. Через три месяца после появления на свет Сони наша мама улетела стажироваться на восемь недель, а я остался с младенцем на руках. Хорошо, что не в гордом одиночестве: активно помогают бабушки и дедушки. К счастью, у нас очень дружная семья.

В принципе, ничего сложного в моем нынешнем положении нет: просто все сейчас подчинено строгому расписанию, почти как у Марины на работе. Это поначалу было сложно: я составлял график в ежедневнике — когда кормить, когда менять памперс, когда гулять на свежем воздухе, в какие дни обязательные визиты к врачу, какие прививки делать и так далее. Возникли проблемы, пожалуй, только материального плана — все-таки вместо двух нормальных зарплат осталась одна, а семья приросла новым человечком. Мы с женой договорились так: год с дочкой сижу в декрете я, потом год — она. А в два годика отдадим Соню в садик. Останавливаться на одном ребенке мы не намерены, так что, учитывая свой положительный опыт, не исключено, что в следующий раз я уже без опасений решусь на декретный отпуск. Но здесь, конечно, многое будет зависеть еще и от возможностей Марины: все-таки, наверное, не очень правильно, когда младенец лишен полноценного общения с мамой.
В ТЕМУ

Помимо уже действующей нормы о предоставлении декретного отпуска по уходу за ребенком до трех лет любому работающему члену семьи, у нас планируют внедрить дополнительный отпуск для пап. Это предусмотрено проектом Закона “О внесении изменений в Трудовой кодекс Республики Беларусь”, что означает: требование станет обязательным для нанимателей.

Ожидается, что отпуск можно будет оформить на срок до 14 дней во время первых 6 месяцев после рождения ребенка, но без сохранения заработной платы. Правда, в коллективных договорах или локальных соглашениях оплата может предусматриваться — это уже на усмотрение работодателя.

Сейчас действует норма Трудового кодекса, позволяющая нанимателю на свое усмотрение предоставлять отцу кратковременный социальный отпуск без сохранения заработной платы по семейно-бытовым обстоятельствам. Но эта норма носит рекомендательный, а не обязательный характер.
МНЕНИЕ

Ирина Ботяновская, старший преподаватель кафедры психологии и управления ГУО “Минский областной институт развития образования”, психолог

— Почему в нашем обществе до сих пор явление отец в декрете, скорее, исключение, чем правило? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо затронуть два аспекта. Первый — насколько папе самому удобно находиться в отпуске по уходу за ребенком. Второй — влияние папы на развитие малыша и на отношения в семье.

Начну со второго. Влияние это огромно. Причем не только папы как отца, но и папы как маминого мужа и бабушкиного сына. Именно папа учит ребенка силе и отваге в отношениях с мужчинами и любви и нежности в отношениях с женщинами. Причем учит и сына (как давать эти чувства женщинам), и дочку (как получать эти чувства от мужчины). Как говорится, учит одному, но совершенно по-разному. И учит не словами, а своими поступками и действиями.

Говорить же о “взаимозаменяемости” родительского влияния на ребенка нецелесообразно. Переиначу детскую песенку: “Мама может все, что угодно, только папой не может быть”. Приходит на ум старый анекдот. Разговаривают два приятеля. Один говорит: “Вот все хвалят этого Карузо, а я послушал — ничего особенного”. — “Ты слушал Карузо?!” — “Нет, мне сосед напел...” Как бы ни старалась мама привить ребенку “мужские” качества, они будут лишь “напевом”. Но соответственно и папа так же ограничен в прививании ребенку “женских” качеств. Именно поэтому полноценным воспитанием малыша нужно заниматься обоим родителям. А кто при этом “сидит” в декретном отпуске и кто сегодня ходит на работу и приносит деньги в дом, — не так уж и важно. Важно наличие обоих родителей!

Но тут мы сталкиваемся с вопросом удобства, комфорта такого разделения обязанностей для самих родителей и членов их семей. В чем основная проблема такого варианта? Ответ очевиден — непонимание окружающими, порой принимающее форму осуждения, оговоров, сплетен. Всегда найдется тот (та), кто знает, как вам лучше жить. Но жить-то вам не с советчиком, а с вашим ребенком! А он, как вы сами понимаете, ничего не имеет против того, чтобы его воспитанием на данном этапе жизни больше занимался папа, чем мама.

Конечно, давление социума вам пережить придется. Но, поверьте, в итоге вы найдете единомышленников, а некоторые в тайне даже начнут вам завидовать. Ведь далеко не у всех хватило духу изменить социальные стереотипы разделения на “хорошего мужа — добытчика” и “хорошую жену — хранительницу домашнего очага”. Но вы видите, что такое разделение уже меняется. И если в глянцевых журналах мы встречаем распределение ролей по принципу “папа работает, мама — красивая”, так почему бы не распределить роли иначе — по принципу “мама работает”?! Вариант однозначно не хуже предыдущего.

konopelko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter