У Ирины Ромуальдовны две дочери. Именно старшей, Юлечке, считает мама, она обязана победой в профессиональном конкурсе. В минувшем учебном году девятиклассница Юля стала третьим призером Республиканской олимпиады по биологии. А в январе нынешнего года маму пригласили участвовать в конкурсе профмастерства. Этапов было несколько — сначала в школе, потом в городе. Особенно тщательно готовилась к областному и республиканскому этапам.
— Подготовка была самая интенсивная, времени на семью и домашние хлопоты не оставалось. Поначалу хотела отказаться от участия в конкурсе из-за перегрузок: уроки, домашние обязанности, преподавание в профильных классах. Плюс надо помогать Юле готовиться к олимпиаде,— вспоминает Ирина Ромуальдовна. — Тогда на семейном совете решили, что у Юли еще будет шанс поучаствовать в олимпиаде в выпускном классе. У меня же это последний шанс. Можно сказать, что Юля пожертвовала своей подготовкой ради меня. Домашние обязанности тоже все распределили между собой, освободив меня от всего. Конечно, львиную долю нагрузок взял на себя муж, но и Юля с Яночкой старались. А когда, случалось, у меня не выдерживали нервы и я впадала в панику, домашние были для меня надежной опорой.
Юля и Яна — погодки. Родители решили, что разница в возрасте между детьми должна быть минимальная, тогда им общаться проще и легче. Их расчет оправдался. Теперь дочки — лучшие подруги, у них все общее: и секреты, и увлечения. Дочки сами воспитывают друг друга — когда надо, помогают и поддерживают.
Теперь Ирина не жалеет, что ради них в юности отказалась от самой большой своей мечты. Она хотела стать микробиологом. И в студенческие годы все время после занятий пропадала в лабораториях. А получив диплом, ушла в декретный отпуск. Когда же дочки подросли, Советский Союз распался, многие Сморгонские предприятия работали не на полную мощность, и потребность в микробиологах отпала. Работать в школу пошла с сожалением — с мечтой о микробиологии расставалась трудно, с болью. Уверена была, что школа — не ее призвание.
— Я помню, как готовилась к своим первым урокам, как с упоением рассказывала в классе все, что знала сама. А потом встала из-за парты девочка и робко так сказала: “Вы, наверное, очень хорошо рассказываете, но мы ничего не поняли”. После этого урока и слез в кабинете директора для себя решила: школа — не для меня. И тут снова выручили дети — объясняла им дома. Спрашивала: “Интересно?” Они еще маленькие были, но головами кивали, соглашались, что интересно. Или делали круглые глаза.
В этом году подарок маме преподнесла младшая, Яна. Она стала третьим призером республиканской олимпиады по биологии.
Обе дочери учатся в профильных химико-биологических классах, в которых мама преподает биологию. У старшей же она еще и классный руководитель. Вместе приходится быть не только дома и на уроках в школе. Два раза в год учитель вместе с учениками выезжает в Гродно — школьники профильных классов учатся по программам областных вузов.
— Даже здесь мы вместе, и я спокойна за детей, — говорит Ирина.
К церемонии награждения финалистов Ирина Клевец выбрала свое любимое платье. Но вот туфель к нему не подобрала и отправилась за покупкой в магазин. Когда примеряла обновку, зазвонил мобильный. Так она впервые узнала, что стала победительницей.
Когда вышла на сцену, уже успела справиться с волнением. И искала в зале глаза дочерей, которые приехали из Сморгони, чтобы поддержать свою мамочку. А мама пообещала, что в новом учебном году поможет выпускнице Юле успешно выступить на предметной олимпиаде. Потому что привыкли вместе бороться за успех.
Когда мама — классная дама
Первый урок в выпускном химико-биологическом классе Сморгонской белорусскоязычной гимназии провела 1 сентября лучший учитель страны Ирина Ромуальдовна КЛЕВЕЦ. У обладателя “Хрустального журавля-2006” много воспитанников. Это ученики ее лицейских классов, участники республиканской олимпиады по биологии. А как лучший педагог страны воспитывает собственных детей? Есть ли какие-то особенные секреты? Это и попыталась выяснить в беседе с Ириной Ромуальдовной корреспондент “НГ”.