Когда лекарство – яд...

Синдром «аптечного» алкоголизма
Синдром «аптечного» алкоголизма

Несколько дней назад поздно вечером в мою дверь позвонила незнакомка лет тридцати — худенькая, бледная, очень вежливая: «Будьте добры, дайте валерьянки, что–то с сердцем нехорошо». А когда я протянула ей пузырек, плохо почувствовавшая себя дама, забыв поблагодарить, выхватила его у меня из рук и, высоко запрокинув голову, в одно мгновение отправила все содержимое в рот. Только тут я поняла, что у нее за болезнь.

...Пожилой могилевчанин, бывший большой начальник, тоже в последнее время никогда не расстается с бутылочкой, на этикетке которой указано, что это настойка боярышника, — спиртные напитки пить у всех на виду (на остановке, в общественном транспорте, в скверике на лавочке) вроде бы неприлично, да и небезопасно, могут оштрафовать, а лекарство — пожалуйста. В последнее время людей с подобной привычкой встречаю все чаще. И не только в родном Могилеве...

Врач–нарколог Могилевского областного наркологического диспансера Игорь Кузнецов также обеспокоен набирающей обороты суррогатной (в том числе и «аптечной») алкоголизацией: «Если человек пьет такие настойки не по медицинским показаниям и в больших количествах, безусловно, это начало деградации личности. Конечно, можно вылечиться от алкоголизма и на этой стадии, но при условии, что он сам этого хочет, а семья, близкие друзья — поддержат».

Увы, многие суррогатные алкоголики лечиться не хотят, а те, кто их окружает, вообще убеждены, что безобидные капли все же лучше, чем дурно пахнущие «чернила». Некоторым невдомек, что просто до 9.00 и после 21.00 никакого спиртного в могилевских магазинах не купишь, а лекарство — можно попытаться.

Работникам Могилевского торгово–производственного предприятия «Фармация» ситуация знакома, и обычно они делают все возможное, чтобы медицинские препараты использовались только по прямому назначению. Причем борются с суррогатным алкоголизмом по своей инициативе, никто перед ними такой задачи не ставил. Заместитель директора «Фармации» Татьяна Степанова уверена, что ее подчиненные из дежурной аптеки запросто смогут отличить алкоголика от того, кому действительно плохо: «В вечернее время стараемся предлагать посетителям вместо спиртовых настоек таблетки, другие лекарства, хотя никто не запрещает продавать людям в любое время суток ту же настойку боярышника без рецепта в пределах нормы отпуска — два флакончика в заводской упаковке в одни руки». Но дежурная аптека расположена в центре города, где допоздна веселится молодежь, а работают там в основном женщины, потому и пытаются отговорить тех, кто в лечении не нуждается, от ненужной покупки. После 22.00 проблема решается проще: двери аптеки закрываются, вся торговля идет через окошко и, если кто–то начнет возмущаться, буянить, всегда можно обратиться в милицию.

Но это вечером, ночью, а в 8.20 на скамеечке в скверике молодая мама с детской коляской, непричесанная, небрежно одетая, «лечится» где–то раздобытой настойкой, рядом парень — друг или муж — дожидается своей очереди приложиться к заветному пузырьку. Прохожие с жалостью смотрят на парочку, на их дитя с сомнительным будущим, но вмешиваться никто не решается — все же люди пьют «что–то медицинское».

Кстати, и работникам аптек, открывающихся обычно в 8.00, по утрам гораздо сложнее отказать покупателям, как бы те ни выглядели, в выдаче настоек. Ведь какие бы компоненты в них ни содержались, это все равно не алкогольные напитки, а препараты, которые должны продаваться без рецепта.

У милиции тоже не всегда есть основания что–то предпринять. Если человек после принятия микстуры сильно захмелел, начал буянить, его, конечно, можно доставить в участок, а во всех остальных случаях — за что? Заместитель начальника управления профилактики УВД Могилевского облисполкома Александр Петрусевич не отрицает, что гораздо чаще в поле зрения работников правоохранительных органов попадают, конечно, любители «чернил», а не аптечных настоек, хотя случается разное.

Что же предпринять, чтобы все, что продается в аптеках, было во благо, а не во вред? Разливать спиртосодержащие медикаменты совсем уж в микроскопические пузырьки или вовсе заменить их таблетками? Ничего этим, увы, не исправишь.

Кто, к примеру, предполагал, что когда–нибудь придется вести борьбу с продавцами «Максимок» и «Кирюш»? Кому могло прийти в голову, что люди начнут употреблять внутрь стеклоочистители? А духи, одеколоны, лосьоны, туалетная вода — что со всем этим делать? Неужели изъять из продажи только потому, что недавно в Круглянском районе человек выпил лосьон российского производства и умер (жидкость оказалась на основе метанола)?

Но ведь и всевозможные браги, самогоны, если разобраться, — не что иное, как суррогаты, а наживаются на них при всей строгости закона многие... Иногда говорят: если уж кто–то задастся целью найти заменитель вина или водки, все равно достанет хоть из–под земли, как, кстати, и деньги на спиртное, даже если в доме не за что купить хлеба... Увы, такое бывает. Но с этим тоже надо что-то делать!

Досье «СБ»

«Аптечный» алкоголизм больше всего распространен в России, где бомжи и прочие маргиналы чаще всего покупают в дежурных аптеках бутылочки с настойкой стручкового перца. В некоторых российских городах дежурные аптекари устают и отказываются ежеминутно бегать из торгового зала к передаточному окошку, и тогда обязанность отоваривать пьяниц добровольно берет на себя охрана. В других регионах России владельцы частных аптек от греха подальше вообще договорились снять с продажи настойку боярышника, которая по–прежнему очень популярна, к примеру, в Волгограде и Ивановской области. Причем «аптечный» алкоголизм в России постоянно молодеет, а от различных суррогатов (в том числе медикаментов) там ежегодно погибает до 40 тысяч человек.

Компетентный комментарий

Валерий МАЛАШКО, начальник управления здравоохранения Могилевского облисполкома:

— Проблема так называемого аптечного алкоголизма, конечно, существует, необходимо искать эффективные способы ее решения. В свое время звучали предложения отпускать спиртосодержащие настойки только по рецептам. Но это, как мне кажется, слишком! Во–первых, у врачей работы прибавится, а их и без того, как жалуются медики, «превратили в писарей». А во–вторых (и это главное), если не будет у людей, страдающих алкоголизмом, возможности пить настойку боярышника — начнут активнее употреблять «Максимку»! К тому же в одеколоне, духах тоже содержится спирт. Значит, и их по рецептам отпускать?! Так мы дойдем до крайностей.

Зато проводить в коллективах — и взрослых, и детских — профилактическую, разъяснительную работу, безусловно, нужно. Этим мы сейчас активно занимаемся.

Фото Николая ТИТОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter