Когда клоунам грустно

Люди придумали развлекать очень больных детей с помощью цирка. Настоящие клоуны или волонтеры в клоунской одежде — желанные гости в детских больницах...

Деликатный  «Поцелуй  ночи»  убеждает  зал  молчать  и  думать 

Люди придумали развлекать очень больных детей с помощью цирка. Настоящие клоуны или волонтеры в клоунской одежде — желанные гости в детских больницах. 

Дети, наверное, не должны болеть долго и безнадежно: это ошибка природы. Им в условиях лечебного учреждения намного труднее, чем взрослым. Но против жизненных реалий не пойдешь. Общество старается делать все возможное, чтобы облегчить малышам любое пребывание в больничной палате. 

Новая пьеса белорусского драматурга Сергея Ковалева написана об этом: безнадежной ситуации и выходе из нее. «Поцелуй ночи» поставлен в Белорусском театре юного зрителя режиссером Натальей Башевой для понятливых и взрослых детей. Здесь среди действующих лиц Смерть, Душа, Болезнь, но также клоун и сказочные персонажи. Взрослые артисты играют взрослых, дети играют детей. 

Естественное сочетание артистов и школьников, как и в жизни — родителей и детей, продиктовано новой театральной реальностью. Артистка, переодетая в мальчика, еще лет двадцать назад не вызывала вопросов. Сегодня маленький зритель сразу распознает представление и перестает доверять сюсюкающим тетям. К тому же присутствие на сцене своих одногодков дает дополнительный шанс доверия. Увеличение числа школ и классов с театральным уклоном позволяет молодым необученным смело выходить на сцену рядом с профессионалами. 

Практику совместной игры представителей разных поколений ввел в нашем ТЮЗе прежний руководитель Андрей Андросик. Через его спектакли прошли школьники, которые снимались в кино и стали студентами академии. Наталья Башева продолжила традицию. Главную роль играет Дмитрий Семенов, который за одно лето так возмужал и вырос, что ему по школам ищут замену. 

До недавнего времени мальчик самоотверженно и серьезно вел свою партию в спектакле, покоряя убедительностью и обаянием, верой в обстоятельства. Актерам было легко работать с ним рядом. Особенно клоуну Клаусу в исполнении Михаила Леонтьева. По сюжету пьесы Клаус жертвует своей жизнью ради спасения детей. Перед одним из недавних спектаклей артист Леонтьев внезапно умер. Совпадение сценической и человеческой судьбы, наверное, скажется на судьбе спектакля. Замену, скорее всего, найдут. Этой театральной работе суждено жить долго, несмотря на трагическое обстоятельство. Драматург поднял серьезную тему. Режиссер раскрасила спектакль фантастическими фигурами. Достойно и талантливо играют артисты старшего поколения. Находят отклик в зрительном зале артисты-школьники. 

Историк литературы профессор, доктор наук Сергей Ковалев фактически написал свою первую пьесу о современности, хотя и со сказочным сюжетом. Раньше он осуществлял поставленную перед собой благородную задачу — сделать литературное белорусское наследие прошлого актуальным и увлекательным. Архаичные тексты рыцарских романов, мемуары невостребованных и подзабытых авторов он решил сделать зримыми и перевел в драматургическую форму. Во всех театрах Беларуси идут его пьесы из белорусской мифологии. Специалист по польскоязычной поэзии Беларуси эпохи Возрождения, он никак не решался приблизиться к проблемам современности. И вот свершилось. 

Режиссер Наталья Башева сознательно уводила довольно грустную историю об умирающих детях в пространство надежды, осознанных поступков и ответственности. Чудо жизни — такой же персонаж спектакля, как Смерть или Болезнь. Всегда пугающие детей крысы здесь смешливые, озорные и справедливые. Медсестра – источник доброты. 

Зрелищно красивый спектакль художника Ольги Грицаевой полон выдумки. Ночь переходит в звездное небо. Из больничной койки вырастает волшебное дерево. Белые больничные одежды сверкают, как символы чистоты. Совершенно замечательный образ придуман для маленькой белой крыски Санты. Ее костюм и грим смешны и привлекательны. 

В театре для детей всегда присутствует опасность скатиться к нравоучительности. Когда спектакль превращается в тягостный школьный урок, зрительный зал мгновенно отключается на свои заботы и проблемы. «Поцелуй ночи» — спектакль деликатный. Он убеждает зал молчать и думать. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter