Когда из крана текут деньги

Коммунальщики  пытаются  вразумить  население,  население — коммунальщиков

Коммунальщики  пытаются  вразумить  население,  население — коммунальщиков 

Квартирные водосчетчики за последний год оказались чуть ли не одним из основных сюжетов в жизни среднестатистического белоруса. По уверениям специалистов, через два–три года они станут столь же привычными, как приборы учета электроэнергии. Пока наши соотечественники еще только учатся считать драгоценные литры, отрасль ЖКХ пробуксовывает. Коммунальщики оказались между двух огней. С одной стороны, они вынуждены экономить энергоресурсы, с другой – требовать от населения платы по всем счетам, обосновывая при этом регулярно растущие цены
на свои услуги. 

После подписания Директивы № 3 тема экономии и бережливости вышла на первое место в отрасли ЖКХ.  Она одна из самых энергоемких: более 30 % затрат в водопроводно-канализационном хозяйстве и более 50 % в теплоэнергетике приходится на топливную составляющую.  Ежегодно в отрасли потребляется около 2,5 млн. тонн условного топлива, что составляет 7 % от  общего потребления ТЭР, в том числе 5,5  % от общего объема электроэнергии и 7,6 % от общего потребления котельно-печного топлива. Понятно, что коммунальщики вынуждены экономить. Как отмечает заместитель министра ЖКХ Сергей Сушко, в отрасли уже не первый год проводится планомерная работа по снижению затрат. В 2005 году по сравнению с 2003 годом они были снижены на 30,2 %, в 2006 году – еще на 4,7 %. Общая сумма средств в результате экономии за 2004—2006 годы составила 328 млрд. рублей. 

Как отметил заместитель министра экономики Владимир Адашкевич, самый актуальный для населения вопрос – стоимость оплаты услуг ЖКХ. Жировки сегодня оказались полностью под контролем государства, даже в новых экономических реалиях, связанных с повышением закупочных цен на энергоносители. «Несмотря на то, что для населения с января цены на газ и тарифы на электроэнергию были увеличены на 20 %, а на тепловую энергию — на 12 %, мы остались в рамках прогноза —цены выросли на $ 5 в эквиваленте»,  — отметил заместитель министра. Правда, для конечного потребителя в этой сумме скрыт небольшой подвох. Дело в том, что за контрольную точку специалисты ЖКХ принимают условную семью из трех человек, проживающих в стандартной двухкомнатной квартире. То есть в пересчете на другие условия цифра могла оказаться чуть выше или ниже заявленной «пятерки». В зависимости от числа жильцов, количества комнат и площади квартиры итоговая формула может получиться разной. 

Между тем Минэкономики считает возможным повысить в 2008 году оплату жилищно-коммунальных услуг для населения на сумму гораздо большую – около $ 20 в расчете на ту же двушку с тремя жильцами. Себестоимость коммуналки напрямую зависит от цены российского газа, которая пока окончательно неизвестна. Однако проектом концепции социально-экономического развития на 2008 год уже предусмотрен рост динамики  подорожания услуг ЖКХ. По расчетам специалистов, значительное повышение коммунальных тарифов при системе перекрестного финансирования позволит разгрузить от компенсаций местные бюджеты и реальный сектор экономики, что сможет повысить ценовую конкурентоспособность их продукции. «Надо иметь в виду, что это повышение значительно увеличит уровень инфляции, рассчитываемый на основе индекса потребительских цен, а значит, уменьшит возможности роста цен на другие товары и услуги», — отмечено в проекте. 

При этом и Минэкономики, и коммунальщики не перестают намекать, что доля оплат услуг ЖКХ в общей структуре потребительских расходов населения считается одной из самых низких не только в Западной Европе, но и среди соседей по СНГ. У нас этот показатель составляет всего 8,8 %, в Украине – 9,3 %, Молдове — 11,9 %. Что же касается, например, Чехии, Польши и Литвы, то эти суммы там значительно выше — около 17,4 %, 23 %, 24,8 % соответственно. А дороже всех за воду, тепло и электроэнергию платят жители Швеции и Германии. В среднем на оплату коммунальных счетов у них уходит 28,8 % и 32 % среднемесячной заработной платы. При этом в ЖКХ утверждают: энергоемкость услуг отрасли в Беларуси  в 1,7—1,8 раза выше, чем в странах  со сходными климатическими условиями. Единственно возможный способ решения проблемы экономии ресурсов – пригрозить населению рублем. Ведь сдерживание тарифов на услуги ЖКХ ведет к необходимости увеличивать дотации из госбюджета и наращивать объемы перекрестного субсидирования. Это снижает конкурентоспособность предприятий, для которых тариф на электроэнергию вышел в начале 2007 года на среднеевропейский уровень, превысив уровень стран Балтии, Польши, Финляндии, Швеции, Греции, Франции. 

Между тем у организаций ЖКХ в деле борьбы с неплательщиками вскоре появятся новые возможности. Еще в начале октября Палата представителей в первом чтении приняла дополнения и изменения в Гражданский процессуальный кодекс по вопросам совершенствования приказного и исполнительного производства. В частности, законопроект упрощает ряд процедур производства по коммунальным делам. Отныне в судах они будут рассматриваться в порядке приказного производства, без проведения судебного заседания и вызова сторон. Это, по мнению законодателей, позволит более эффективно осуществлять работу по погашению дебиторской задолженности предприятий ЖКХ. 

До сего момента среднее количество таких исков ЖКХ на неплательщиков составляло около 3 тыс. в год. При этом, по оценкам Минжилкомхоза, та или иная задолженность по оплате коммунальных  услуг имеется примерно у 12 % белорусских семей. Правда, примерно половина этих долгов не связана с  материальным благополучием граждан, а допускается по банальной забывчивости. Например, в Минске традиционно 85 % должников — это те, кто не платит за коммунальные услуги от одного до трех месяцев. 

Кстати, сегодня население Беларуси возмещает только 34 % затрат на жилищно-коммунальные услуги. Хотя в этом году планировалось довести показатель покрытия расходов населением до 41 %, но в связи с повышением цен на энергоносители план не был выполнен. Ежегодно тарифы планируется повышать на 5—6 %, однако этого, по словам представителей коммунальных служб, ничтожно мало. Даже при режиме строгой экономии в ближайшую пятилетку отрасль ЖКХ вряд ли выйдет на самоокупаемость. 

Официально 

Проводимая в отрасли работа по энергосбережению за последние годы сильно изменила топливно-энергетический баланс ЖКХ. Например, доля дорогостоящих жидких видов топлива  (топочного мазута и печного топлива) была снижена в 2,4 раза (с 29,1 % в 2001 году до 12,3 % в 2006 году), при этом доля импортируемых ТЭР сократилась с 94,7 % до 82,9 %. Однако после подписания Директивы №3 эта работа была ускорена. Если в 2006 году  местные виды топлива в топливном балансе отрасли составили 17,1 % (330,4 тыс. т у.т.), то к 2012 году их доля должна увеличиться почти в 3 раза – до 48—50 % (не менее 900 тыс. т у.т.). Подсчитано, что для достижения поставленных целей в ЖКХ необходимо инвестировать в 2007—2010 годах около 3,4 трлн. рублей на энергосбережение, модернизацию жилищного фонда и коммунальных объектов. 

Экономический эффект в целом составит более 500 млрд. рублей, или около 125 млрд. ежегодно. Это позволит  каждый год сокращать расходы бюджета страны на 80 млрд., а также снизит расходы населения и других потребителей коммунальных услуг за счет сокращения потребления тепловой энергии и воды.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter