Когда иссякнет газ…

Канадский  жук-древоточец  и  теплая  европейская  зима  сбивают  цены  на  пеллеты,  но  их  выпуск  все  равно  остается  прибыльным  делом

Канадский  жук-древоточец  и  теплая  европейская  зима  сбивают  цены  на  пеллеты,  но  их  выпуск  все  равно  остается  прибыльным  делом

Еще 2—3 года назад перспективы производства древесных топливных гранул, или пеллет, внушали весьма радостные ожидания. Этот бизнес остается привлекательным и сегодня, но его доходность по ряду причин снижается. Неизменным, пожалуй, остается высокий и стабильно растущий спрос на европейском рынке, что позволяет Беларуси рассматривать пеллеты как интересный экспортно-ориентированный товар. 

Ценные  отходы 

Как показывает практика, эффективный выпуск топливных гранул можно наладить при наличии определенных объемов сырья, каковым являются отходы заготовки и переработки леса. «Запасы и ресурсы для производства местных видов топлива (МВТ) в Беларуси колоссальные», — признает заместитель министра лесного хозяйства Беларуси Юрий Назаров. По его информации, республика почти достигла уровня ежегодной заготовки в 14 миллионов кубометров древесины, при том, что ее прирост составляет около 28 миллионов кубометров. Но все это не гарантирует однозначного решения сырьевого вопроса. На сегодняшний день при выпуске пеллет используются в основном отходы деревообработки, доля такого сырья в себестоимости топливных гранул невелика — при условии, что их не придется собирать по всем областям, увеличивая транспортную составляющую в затратах. А такой риск, безусловно, существует, если учитывать, что в республике не так уж много крупных деревообрабатывающих предприятий. Сырьем для пеллет могут стать и лесосечные отходы (сучья, ветви, вершины, пни), но этот ресурс на сегодняшний день «остается в лесу», констатирует Юрий Назаров. Для вовлечения отходов лесозаготовки в оборот необходимы специальные рубительные машины, которыми располагает далеко не каждый лесхоз. Опять же, вывезти сырье с лесосеки в ряде случаев нелегко, а потому и затратно. 

Европейские компании с учетом стабильно растущего спроса на пеллеты охотно выпускали бы эту продукцию на своей территории, но их сырьевая база ограничена. Жирное многоточие в этом вопросе поставили и государства Восточной Европы, в частности Россия и Беларусь, существенно сократив экспорт круглого леса. Сегодня многие производители пеллет в западноевропейских странах выставляют свой бизнес на продажу, прежде всего из-за дефицита сырья. Успешно справляются с лесными отходами и в странах Балтии. «В Литве уже несколько лет не существует такой проблемы, как заваленные отходами лесопильные площадки, — говорит президент Ассоциации изготовителей и поставщиков биотоплива Литвы “LITBIOMA” Ремигиюс Лапинскас. — Это не отходы, а сырье для производства продукции, которая имеет свою цену». Беларусь имеет вполне реальные шансы стать заметным игроком на рынке древесных топливных гранул в Европе. Организация совместных предприятий по выпуску МВТ, в том числе пеллет, на территории нашей страны заинтересовала партнеров из Литвы, Швеции, Италии, других стран. Заметим, что внутренний рынок древесных топливных гранул еще не сформирован, к тому же их применение в Беларуси при нынешних ценах на газ далеко не всегда экономически целесообразно. 

Сыграли  на  понижение 

По некоторым оценкам, емкость европейского рынка древесных топливных гранул приближается к миллиарду евро в год. Доля возобновляемых источников энергии в топливно-энергетических балансах большинства государств Европы будет только увеличиваться, поэтому заграничный спрос на белорусские пеллеты надежно обеспечен. Главный вопрос — ценовой. «В ближайшие годы цены, скорее всего, останутся на нынешнем уровне, хотя возможны некоторые колебания, — считает начальник отдела экономики и инвестиций РУП «Белгипролес» Олег Дмитрович. — Однако сегодняшняя цена уже далеко не та, что была несколько лет назад». Несколько весомых факторов сыграли на понижение продажной стоимости гранул на европейском рынке. Конечно, внесли свой вклад мягкие зимы на континенте. Однако некоторое снижение спроса по температурным причинам вполне компенсируется ростом интереса к древесным видам топлива. К тому же значительная доля потребления приходится на промышленность, в частности на электростанции. Этот сегмент достаточно стабильный и сезонные колебания спроса не столь значительны, поясняет Олег Дмитрович. По словам специалиста, очень сильно упали цены на пеллеты пару лет назад, когда случилось нашествие жуков-древоточцев на канадские леса: древесину в этой стране стали без всякого сожаления вырубать, и миллионы кубометров леса в том или ином виде хлынули на европейский рынок. Сегодня цена летних предложений на промышленные гранулы колеблется в районе 80 евро за тонну, зимой — 90 евро (на условиях доставки до границы). Несколько выше стоимость так называемых «белых» гранул, предназначенных для использования в частных домах. Их отличает низкая зольность, которая зависит от содержания коры и других примесей. В Беларуси возможность производства этого вида древесных топливных гранул пока не рассматривается. 

За  что  купил… 

Объем инвестиций в проект по выпуску пеллет в значительной степени определяется стоимостью оборудования. Закупка комплекта у российских производителей обойдется примерно в 300 тысяч евро. Помимо относительной дешевизны, в пользу этого варианта говорят простота эксплуатации, удобство сервисного и гарантийного обслуживания. Предложения от известных мировых компаний, в том числе западноевропейских, начинаются от 700 тысяч евро. Оборудование любого из производителей оправдывает свою стоимость. В принципе, выбор между хорошим и очень хорошим каждый делает сам. Гораздо важнее обеспечить работу техники в конкретных условиях, обучить персонал необходимым навыкам. 

В  зоне  доступа 

На сегодняшний день выпуском древесных топливных гранул занимаются ряд деревообрабатывающих предприятий, которые решают таким образом проблему использования отходов. Это, в частности, ОАО «Борисовдрев», ЗАО «Пинскдрев», СООО «Профитсистем». Проекты по выпуску пеллет реализованы в Столбцовском опытном и Житковичском лесхозах. На базе Поставского лесхоза Витебской области с участием литовской компании “Bionovus” создается совместное предприятие по выпуску пеллет: в конце мая оно зарегистрировано, идет организационная работа. Объем иностранных инвестиций в проект оценивается в 1,6 миллиона евро. В самое ближайшее время в системе Минлесхоза Беларуси планируется построить 5 мини-заводов по первичному лесопилению, которые могут стать основой для выпуска пеллет. 

Специалисты просчитали, что с учетом ресурсов, которыми располагает Беларусь, целесообразно организовывать производство пеллет мощностью около двух тонн в час: при таком объеме можно рассчитывать на бесперебойные поставки сырья. Для сравнения, проект в Поставах рассчитан на выпуск до 6 тонн в час, и таких заводов в странах Балтии и на северо-западе России всего раз-два и обчелся. Кстати, иностранные партнеры оказывают поддержку белорусским производителям в вопросе сбыта готовой продукции. В частности, литовская “Bionovus”, которая является крупным поставщиком биотоплива в Европу, помогает лесхозам освоить новый для себя рынок. Заниматься продвижением востребованной продукции можно и самим, но это не гарантирует стабильности поставок, к тому же потребуется европейский сертификат на продукцию, что влечет дополнительные затраты. 

Как показывает опыт российских производителей, окупаемость проекта даже при выпуске одной тонны пеллет в час происходит примерно через 4 года работы. Производители сходятся  в одном: в этом бизнесе самое главное — иметь доступ к сырью. Сегодня отходы лесопереработки еще удается освоить с меньшей или большей пользой для экономики. А вот на лесосеках ценный ресурс нередко попросту пропадает. Видимо, ситуация будет меняться в самое ближайшее время — в планах Минлесхоза к 2011 году ввести в оборот около 3 миллионов кубометров лесосечных отходов. Что касается потребителей на внутреннем рынке, то совершенно очевидно, что их интерес к топливным гранулам будет расти вместе с увеличением цен на нефть и газ. Но пока есть и более дешевые и доступные виды древесного топлива, например щепа. Как товар, экспортируемый на дальние расстояния, щепа не выдерживает конкуренции с компактными гранулами, которые легко подвергаются транспортировке и, кроме того, обладают более высокой энергетической ценностью и могут безболезненно храниться несколько месяцев. Но хорошие перспективы на белорусском рынке в ближайшее десятилетие ей обеспечены, считают зарубежные эксперты. 

На снимке: так выглядят топливные гранулы, или пеллеты. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter