Взгляд социолога

Когда и зачем мы идем к врачу

Взгляд социолога


Первичный осмотр системы здравоохранения

Для наших граждан слова из песни Юрия Визбора «если я заболею, к врачам обращаться не стану» не актуальны. Мы весьма активно по самым разным поводам пользуемся услугами медицинских учреждений, где несут свою вахту тысячи врачей и медсестер. Поэтому вполне логично, что тематика здравоохранения не сходит со страниц СМИ, традиционно присутствует в интернете.

Просматривая (выражаясь современным языком, мониторя) многочисленные новостные материалы и отзывы об отечественном здравоохранении, отмечаешь в первую очередь, что в Беларуси уважение и доверие к людям, избравшим эту благородную стезю, исключительно высоко. Однако нельзя не заметить и критические комментарии пользователей сети. Читая подобные высказывания, невольно задумываешься: действительно ли в белорусском здравоохранении все так плохо? Если да, то в чем же проблема? Где кроются причины негативного отношения к этой сфере? Ранее «СБ» неоднократно публиковала ответы на эти комментарии представителей системы здравоохранения. Сегодня мы пойдем другим путем — воспользуемся инструментами социологии.


Для начала разберем основное понятие — что такое здоровье?

Согласно определению ВОЗ, здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В отличие от научной дефиниции, на бытовом уровне здоровье чаще всего понимается как физическая возможность выполнять привычные обязанности, а не как наличие или отсутствие конкретных симптомов и проявлений болезни. Именно поэтому многие люди начинают заниматься своим здоровьем лишь тогда, когда оно ухудшилось и стало мешать повседневной жизни.

Результаты республиканского социологического исследования, проведенного в 2015 году Информационно–аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь, свидетельствуют о том, что среди белорусов есть понимание того, что здоровье зависит от образа жизни, который ведет человек, — эту точку зрения разделяют абсолютное большинство опрошенных (85%). Значительно меньше респондентов отмечают влияние окружающей среды, экологии и наследственности. Характерно, что реже всего участники опроса говорят, что их здоровье зависит от качества получаемых медицинских услуг. Подобное распределение ответов в целом совпадает с выводами экспертов ВОЗ относительно первостепенной важности для здоровья человека его образа жизни и минимального (в ряду других факторов) влияния работы национальной системы здравоохранения.

Кроме того, практически все участники опроса заявили, что они в той или иной форме заботятся о своем здоровье (признаются, что ничего не делают для этого, лишь 6% респондентов). (См. диаграмму 1.)


Диаграмма 1

В целом получается, что картина выглядит позитивно. Однако доминантное большинство опрошенных выбирают своеобразную модель «заботы», когда человек идет по пути наименьшего сопротивления, останавливаясь на нескольких удобных для себя вариантах: «старается больше двигаться», не занимаясь при этом физической культурой, «регулярно проходит медицинский осмотр», предполагающий посещение врача один раз в год, и др. Очевидно, что в большинстве случаев люди не понимают (сознательно не хотят понимать), что для сохранения и укрепления здоровья необходимо постоянно и системно работать над собой. И это непонимание приводит к весьма легкомысленному и часто безответственному отношению к своему здоровью.

Когда же возникают проблемы, виновными в случившейся болезни и затянувшемся выздоровлении, как правило, считают врачей и систему здравоохранения в целом. Ведь государство, будучи социально ориентированным, на законодательном уровне гарантирует своим гражданам право на охрану здоровья. «Плохо гарантирует!» — считают они. Но при этом жалобщики забывают, что государственная политика в этой области предусматривает также ответственность и самих людей за сохранение и укрепление своего здоровья (ст. 3 Закона «О здравоохранении»).

Кроме того, усугубляет ситуацию и своеобразное «иждивенчество» белорусов в отношении здравоохранения. В определенной мере здесь играет роль советское прошлое, когда государство в полном объеме обеспечивало население всеми медицинскими услугами. Сегодня положение принципиально иное: медицина стремительно развивается, практически ежедневно появляются новые возможности для диагностики и лечения, и логично, что их повсеместное использование объективно невозможно, а в некоторых случаях и нецелесообразно. Поэтому доступность медицинской помощи, безусловно, сохраняется, но обеспечивается с учетом государственных минимальных социальных стандартов. Они устанавливают основной набор бесплатных медицинских услуг, гарантированных населению. Услуги, выходящие за рамки обозначенного минимума, граждане могут получить на платной основе, но это, согласно результатам исследования, часто вызывает у них возмущение.

Совокупность всех этих факторов и вызывает обеспокоенность.


Результаты полного обследования

Несмотря на то, что система здравоохранения часто подвергается критике со стороны населения, ряд данных (как социологических, так и статистических) свидетельствует о том, что ситуация далека от критичной. Так, доминантное большинство участников опроса ИАЦ назвали уровень здравоохранения в Беларуси в той или иной степени высоким (45%). Противоположную точку зрения поддержали около трети респондентов, а каждый пятый затруднился с ответом.

Для сравнения приведем результаты, полученные польскими социологами Центра изучения общественного мнения (СBOS). Отвечая на схожий вопрос, 28% поляков выразили удовлетворенность функционированием национальной системы здравоохранения. Две трети респондентов оказались недовольны ее работой (см. диаграмму 2).


Диаграмма 2

О высоком уровне здравоохранения в Беларуси свидетельствуют следующие данные:

— в стране неизменно растет рождаемость и снижается смертность;

— увеличивается ожидаемая продолжительность жизни;

— растет численность врачей и среднего медперсонала;

— снижаются уровни материнской и младенческой смертности;

— снижаются заболеваемость активным туберкулезом и смертность от этого заболевания;

— при общем росте заболеваемости населения злокачественными новообразованиями уровень смертности, вызванной ими, снижается.

Дальнейший анализ конкретных направлений деятельности здравоохранения также позволяет говорить о признании гражданами достижений отечественной медицины. Среди сфер национального здравоохранения наиболее передовыми, по мнению участников опроса, являются:

— высокотехнологичная медицина (операции на сердце, пересадка органов и т.д. — 32,5%);

— лечение в стационарах и санаторно–курортное обслуживание (по 24%);

— оказание скорой медицинской помощи (20%).

Кроме того, в той или иной степени высоко оценивается работа абсолютно всех организаций сферы здравоохранения: от 97% позитивных отзывов у аптек до 76,5% — у поликлиник (ФАПов) (см. диаграмму 3).


Диаграмма 3

Говоря об общем состоянии медицинских учреждений, кабинетов, мест ожидания и т.д., качестве получаемых услуг и оснащенности медицинским оборудованием, лекарствами, перевязочными материалами, большинство участников опроса также демонстрируют высокую степень удовлетворенности (см. диаграмму 4).


Диаграмма 4

Вывод: при более детальном рассмотрении ситуации в системе здравоохранения большинство показателей ее работы достаточно высоко оцениваются населением страны.


Скрытая патология

Единственное существенное, что обращает на себя внимание, — это низкая оценка организации обслуживания граждан в учреждениях здравоохранения.

На вопрос «Что вас прежде всего не устраивает в сфере здравоохранения и медицинского обслуживания?» наиболее типичными были следующие ответы:

«Огромная очередь: отпрашиваешься с работы на целый день»;

«Больные со здоровыми в одной очереди»;

«Из–за очереди отводится очень мало времени на одного пациента»;

«Нет постоянных врачей»;

«Трудно попасть к узкому специалисту: нужно ждать около месяца»;

«Назначение лекарств по протоколу, нет индивидуального подхода»;

«Ты говоришь, а тебя не слышит врач»;

«Время талона не учитывается — приходится сидеть в общей очереди»;

«Сложно проходить медкомиссии: режим работы врачей не совпадает, нужно приходить несколько раз»;

«К большинству врачей талон по интернету взять нельзя, приходится идти в поликлинику».

Несовершенство организации обслуживания граждан в государственных медицинских учреждениях обусловливает ситуацию, когда обращения в платные медицинские центры, по мнению населения, в первую очередь связаны с возможностью быстрого получения необходимых услуг (так считают 53% опрошенных ИАЦ) и более внимательного отношения к пациентам в таких учреждениях (41%). Причем даже желание получить более качественные услуги в ряду мотивирующих факторов отходит в этом случае на второй план (37%).

Как показывают результаты исследования, проведенного Центром социологических и политических исследований БГУ, в данном вопросе с мнением населения согласны и врачи:

«Разница лишь в том, что в платных медицинских учреждениях люди быстро могут получить необходимое обследование, а в государственных учреждениях необходимо ждать определенное время»;

«Различие только в количестве времени, которое врач может уделить своему пациенту».

Согласно данным проведенного ИАЦ опроса, косвенным свидетельством наличия проблем в области администрирования служат следующие факты. Достаточно большое число посетителей (в среднем по 41,5%) обращаются в медучреждения не за лечением, а для прохождения профилактических осмотров и медицинских комиссий (см. диаграмму 5). В силу «формальности» причины своего обращения они оценивают не как качество лечения или других медицинских услуг, а то, как быстро и беспрепятственно они могут получить заключение специалиста.


Диаграмма 5

На организационные проблемы указывает также распространенность мнения о дефиците медицинских кадров при заявляемой статистикой практически стопроцентной укомплектованности врачебных должностей и должностей средних медработников. Конечно, здесь невольно игнорируются достаточно распространенная в здравоохранении практика совместительства и другие факторы. Однако следует учесть, что даже если не углубляться в суть вопроса, в сравнении со странами Европейского союза по числу врачей на 10 тыс. населения Беларусь сопоставима с Германией и Швецией и уступает только Греции, Австрии, Испании, Португалии (см. диаграмму 6).


Диаграмма 6

Клинический диагноз

Изложенное выше позволяет сделать вывод: основными раздражающими факторами в сфере медицинского обслуживания для населения выступают проблемы организационного характера: очереди, талонная система, в отдельных случаях — нехватка кадров и др. Примечательно, что само качество медицинских услуг гораздо реже вызывает нарекания.

При этом определенные «терапевтические меры» по устранению указанных проблем уже предпринимаются:

— в ряде медицинских учреждений в тестовом режиме начали работу терминалы для организации «электронной» очереди;

— появляется возможность заказа некоторых справок посредством интернета;

— осуществляется постепенный переход на электронный документооборот (т.н. электронные амбулаторные карты);

— внедряется институт врачей общей практики, что позволит высвободить узких специалистов от рутинной работы.

Решение проблемных вопросов в сфере здравоохранения должно осуществляться непрерывно, с учетом обратной связи как с потенциальными пациентами, так и с врачами. Это позволит сделать работу здравоохранения, как говорят маркетологи, более клиентоориентированной.

Наконец, кроме объективных причин для недовольства, существуют и субъективные. На восприятии ситуации сказываются «иждивенческие» установки населения. Они заключаются в легкомысленном отношении к своему здоровью и, по большому счету, в перекладывании ответственности за его состояние на государство. В сознании людей бытует убеждение: «Если заболею — пройду курс лечения. А пока об этом и думать не стоит!» «Перевоспитать» наших соотечественников намного сложнее, чем просто поставить компьютер в кабинете у врача. Поэтому в данном направлении важно усилить информационно–разъяснительную «терапию».

Положительные результаты в этой сфере жизненно необходимы, поскольку ситуация в области здравоохранения является одним из индикаторов эффективности социально ориентированной политики нашего государства.

Подготовил Иван КОНОНОВ

Советская Белоруссия № 148 (24778). Четверг, 6 августа 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter