Когда и какого урожая ждать с «чистых полей» Витебщины?

А кроме того, освоение земель и получение на них новых урожаев — надежный путь к укреплению продовольственной безопасности. Красиво, многообещающе звучит. Но какая за этим лоском стоит экономика?

ЧИСТЫЕ поля — первый признак высокой культуры земледелия, считают на Витебщине.

А кроме того, освоение земель и получение на них новых урожаев — надежный путь к укреплению продовольственной безопасности. Красиво, многообещающе звучит. Но какая за этим лоском стоит экономика?

Один из ведущих районов области в борьбе с заполонившими пригодные к пахоте земли кустарниками — Чашникский. Благоустраивая населенные пункты, здесь вырубают дикую поросль вокруг деревень, очищают от нее урочища и водоемы, дачные участки и гаражные кооперативы. Но главный фронт работ развернулся, конечно, на полях — с целью создания их оптимальной контурности. На нескольких тысячах гектаров проведены агромелиоративные мероприятия, реконструированы и восстановлены мелиоративные системы, и все это ради ввода в севооборот дополнительных площадей. Активно «наступают на кусты» в Витебском, Поставском, Шумилинском и других районах. По словам председателя облсельхозпрода Сергея Догеля, реализация областной программы «Чистые поля» позволила ввести в севооборот свыше 200 тысяч гектаров ранее не использовавшихся эффективно земель, средний контур пахотных земель возрос на 3,9 гектара и составляет 12 гектаров.

Между тем с учетом едва очищенных и неурожайных пока земель в области намечено развивать кормопроизводство на основе рационального сочетания посевов высокопродуктивных культур. Для этого предполагается (согласно областной программе «Витагро») создать стабильную кормовую базу в объеме нормативной потребности в зерне под планируемые объемы производства животноводческой продукции с образованием 10 процентов страхового фонда; стабилизировать посевную площадь многолетних трав на пашне на уровне 152,5 тысячи гектаров (17 процентов от пашни); оптимизировать структуру посевов многолетних трав с целью повышения их продуктивности на пашне, что снизит себестоимость кормовой единицы; увеличить посевы однолетних культур до 15 тысяч гектаров и сохранить посевную площадь кукурузы на силос на уровне 100 тысяч гектаров.

 Реализуют программу «Чистые поля», как говорится, всем миром. Во многих регионах даже для сельисполкомов  закупили кусторезы и мотокосы, так что теперь Советы вооружены против дикой растительности до зубов. Но главная нагрузка ложится, конечно, на мелиораторов, сельскохозяйственные, лесохозяйственные и жилищно-коммунальные организации, хотя огромную помощь им оказывают дорожные службы, шефы и даже школьники. Кое-где, вырубая кустарник, из него добывают щепу для котельных ЖКХ. Однако такой государственный подход к энергетическим вопросам наблюдается не всюду. Впрочем, это и не главная цель программы. Куда важнее расширить посевные горизонты.

Все той же «Витагро» в этой пятилетке предусмотрены коррективы в развитии системы земледелия и растениеводства. Запланировано увеличение посевных площадей зерновых и зернобобовых до 500 тысяч гектаров, рапса — 100 тысяч гектаров, кукурузы — 100, льна — до 20, картофеля — до 10 тысяч гектаров. Переоснащение производства современной техникой позволит сократить сроки выполнения основных агротехнических работ, довести до минимума потери при уборке, но для ее эффективного использования необходим и соответствующий размер контура поля. Видите, без «чистых полей» просто не обойтись! Вот почему «Витагро»  требует увеличить контурность к 2015 году до среднеевропейского уровня — 20 гектаров. Решив эти задачи, можно будет и в северном регионе получать двухмиллионный намолот зерна.

А надо ли? И практики, и ученые твердят: в зоне рискованного земледелия лучше специализироваться на животноводстве, тем паче здесь раздолье для выращивания многолетних трав. Считается, что Витебщина обладает идеальными условиями для их произрастания по сравнению с любым другим регионом Европы. Богатые белком многолетники могли бы стать великолепным кормом для крупного рогатого скота, причем относительно дешевым в сравнении с комбикормами. Но не для трав, а для колосовых злаков расчищаются поля, отдачи от которых можно так и не дождаться.

Пока ни один хозяйственник не похвастался высокой урожайностью тех самых «чистых полей», в которые вкладываются сумасшедшие деньги. Практически от каждого слышишь одно: эффект мы получим через годы, если будем систематически повышать плодородие расчищенных гектаров. То есть не прекращать финансовое орошение далеко не урожайных площадей. И это в лучшем случае.

К сожалению, нередко видишь картины, напоминающие киноленту, прокручиваемую  в обратном направлении. Еще вчера сиявшие чистотой отбитые у природы гектары ощетинились свежей порослью лозы. Вот-вот все вернется на круги своя. Спрашивается, зачем было зарывать в эти поля деньги, не доведя работу до логического конца, — не выкорчевав корневую систему кустарника?

И потом, не лучше ли направить отпускаемые на «Чистые поля» средства хотя бы на покупку недостающих аграриям удобрений и солярки, чтобы техника не простаивала и не перелопачивала впустую землю? Не лучше ли, наконец, закупить вдоволь глифосатов, чтобы очистить от репейника и осота имеющийся зерновой клин, тем самым повысив его отдачу? Может быть, растениеводам Витебщины не грех все же прислушаться к советам авторитетных ученых и Минсельхозпрода и отдать приоритет не колоссу на глиняных ногах, которым в северных краях остается колос, а травам луговым и белковым? Чтобы и скот был сыт, и госфинансы использовались рациональнее…

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter