Когда душа с душою говорит...

Каждый год сотни белорусов едут в Иерусалим накануне православной Пасхи, чтобы увидеть одно из величайших чудес планеты — схождение Благодатного огня в храме Гроба Господнего. В прошлом году среди них была и многодетная мама из столицы Светлана ГЕТТА, которая рассказала “НГ” о своих впечатлениях.

Прихожанка Свято-Елизаветинского монастыря в Новинках под Минском  и ее дочь “умывались” Благодатным огнем, держали в Иерусалиме руки над пучками из 33 горящих свечей — и не получили ожогов

      — Меня часто спрашивают, сложно ли попасть в такой паломнический тур. Вы знаете, если подходить с обычными человеческими мерками, то несложно. Теперь многие православные приходы организуют паломничества по святым местам. Нужно обратиться в один из них месяца за 3—4, заплатить около тысячи долларов — и у вас будет неделя на Святой земле. 
В то же время все, что связано с этой поездкой, — это чудо Божье, и решающий здесь фактор — ваши личные взаимоотношения с Богом. Организаторы заранее предупредили, что не дают гарантии нашего присутствия при схождении Благодатного огня. Будет воля Божья — попадете, не будет — еще не ваше время. На практике это может выглядеть так: вы имеете все пропуска, идете по одной из узких улочек к храму, и на двадцати кордонах вас пропускают, а на двадцать первом полицейскому что-то не понравится в ваших документах. Или элементарно не протиснетесь через толпу. Греки, например, еще за неделю заняли места на ступеньках храма.
Наша группа из 30 человек попала внутрь. Моей дочери Ане в ту Великую субботу исполнялось 17 лет, и мы это восприняли как подарок Господа ей на день рождения. Благодатный огонь сходит обычно в 2—3 часа дня. Мы направились в храм поздно — около 10 часов утра. Улочки такие узкие — и столько народу... Удивительно, но нам удалось дойти почти до Кувуклии — часовни внутри храма, надстроенной над камнем, на котором лежало тело Христа и откуда он воскрес. Именно в Кувуклии и происходит чудо. В ней, а также в самом храме еще за сутки гасят все свечи и лампады, и нигде ни одного огонька, как и горючих веществ, что тщательно проверяется властями. Глава местной православной церкви подходит к  дверям Кувуклии, его раздевают до нижней сорочки и обыскивают — опять же на предмет наличия спичек и зажигалок. Убедившись, что на Патриархе ничего не спрятано, с двери снимается печать, он входит вовнутрь и молится за весь мир.
Дальше — каждый год по-разному. Иногда по периметру Гроба Господнего вспыхивают голубые огоньки, но чаще под куполом начинают сверкать молнии, и одна из них зажигает свечу. Патриарх передает ее в специальное окошко, а сам выходит еле живой от лежащей на его плечах ответственности — обычно его сразу подхватывают под руки. Согласно древнему преданию, если однажды Огонь не загорится, скоро будет конец света.
Огонь мгновенно распространяется по храму, тем более что некоторые свечи могут и сами собой вспыхивать в руках паломников. Момент передачи патриаршей свечи в окошко с нашего места не был виден, но схождение Благодатного огня — это схождение благодати на присутствующих, и эту радость невозможно не почувствовать. Ничего равного по силе впечатления в моей жизни еще не было. Правда, если ты ведешь себя не по-христиански, к примеру, пытаешься кому-то предъявить претензии, то благодать сразу отходит, но если кому-нибудь помочь, например, пропустить вперед, то еще больше ею наполняешься. Каждый из нас держал в руках столько пучков свечей по 33 в каждом  (это количество символизирует годы земной жизни Христа), сколько мог удержать. И вот наши свечи наконец-то вспыхнули! Мы водили руками над столбами пламени, “умывались” им, то есть окунали в него свои лица — и ничего, удивительный Огонь абсолютно не обжигал. Когда надо мной передавали горящие пучки свеч, на мои лицо и волосы пролился жидкий воск — и тоже никаких ожогов. Как огонь, так и расплавленный воск минут двадцать не были горячими, после чего мы уже не рисковали экспериментировать.
Думаю, что представители других культур чувствовали то же самое. Там все люди были одним целым, родство чувствовалось с каждым человеком, с которым встретишься глазами: такое состояние, когда душа с душою говорит... Я, к примеру, никак не могу вспомнить, на каком языке мы разговаривали с нашими соседями — католиками из Италии. Они нам рассказали, что их предки приехали в Италию из-под Полоцка, мы им рассказали о себе. И все прекрасно друг друга поняли.
Очень интересный случай был также в Вифлееме в храме Рождества Христова. Священник принадлежал непонятно к какой национальности и начал литургию на неизвестном нам языке. Он относился к греческой православной церкви. Увидев среди нас двух белорусских батюшек, он жестами пригласил их присоединяться к нему. Мол, я пою по-своему, а вы пойте по-своему. И начали они вести службу по очереди: то местный священник — предположительно араб — на своем языке, то наши батюшки на старославянском. И так около часа, в результате чего литургия получилась двуязычной. При этом все друг друга прекрасно понимали, что было просто сверхъестественно.
Главное мое впечатление от Иерусалима, что этот город — дом для души. А если так, то нет никакой разницы, какая у души национальность, род занятий, конфессия. Господь посещает каждого из нас вне зависимости от конфессии и возраста. На Святой земле все мы были в едином порыве к Нему, и очень многие начинали себя видеть как бы со стороны, понимать, что живем мы часто недостойно, обижаемся на людей и обижаем их, огорчаем детей и родителей. И, вернувшись со Святой земли, я часто думаю о том, что паломничество — не турпоездка с ахами и охами по поводу памятников культуры. После нее ты обязан хоть что-нибудь в себе улучшить.

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter