«Зачем пилить березу, если она не в аварийном состоянии и никому не мешает?» В деревне Ведровичи Дятловского района вырубают вековой парк

Когда деревья стали ничьими…

АЛЕКСАНДР Губко жаловался, чтоу них  вырезают  бесхозный сад, в который сельчане многие годы приходили за яблоками, грушами и сливами. Теперь же плодовые деревья пойдут на дрова, а бывший сад, прозванный в народе Ваньковым, останется только в воспоминаниях. Выпиливают все подряд. Добрались даже до векового парка. В сельисполкоме валку деревьев объясняют  необходимостью санитарной очистки деревни. Правда, убирают только то, что годится на дрова, кустарники, ветки, и мусор не трогают. «Зачем, например, пилить березу, если она не в аварийном состоянии и никому не мешает?» — вопрошал возмущенный мужчина.

Ванда БАКЕЙ просит о помощи председателя сельисполкома Анну ЖИХ

До звонка в корпункт сельчанин обращался в районную службу охраны природы, но там никаких нарушений в этом не усмотрели: есть согласие сельчан. «Но подписались не все, — утверждал собеседник. — Председатель исполкома заходила только в те дома, где люди подписывались, а мой обошла стороной». 
Я поехал в Ведровичи... 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Даниловичского сельисполкома Анна Жих показывает все необходимые в таком случае документы:

— Самоуправством не занимаемся, все по закону. Дали объявление в районной газете  о проведении общественных слушаний, провели собрание, есть необходимое количество подписей жителей. В Ведровичах зарегистрировано 32 человека, 20 дали согласие. Это даже больше, чем необходимо.

 Объяснила руководитель местной представительной власти, почему они не зашли к Александру Губко. Оказывается, он даже не зарегистрирован в деревне. В Ведровичах дом бабушки его жены, но вступать в права наследования, оформлять землю и получать паспорт на дом они с супругой не хотят. Говорят, 300 рублей, которые нужно заплатить за это, дорого. 

Какой здесь  сад? Старый, с обломанными ветками. Под деревьями кучи мусора. Когда Анна Жих пришла на нынешнюю должность, весь состав исполкома целый месяц сидел там, пока навели какой-то порядок. Председатель просила сельчан провести субботник по благоустройству, но те дружно отказались. И здесь пришлось проявить инициативу исполкому.

Даниловичский сельсовет лучший в районе по наведению порядка на земле. В прошлом году ему по плану необходимо было снести девять бесхозных аварийных домов. Убрали десять. Причем сразу после сноса освободившиеся площади засевают сельхозкультурами. Активно сельсовету помогает местное хозяйство — СПК «Гранит-Агро».

Александр ГУБКО высказывает свои претензии

— Поэтому, когда предприниматель Виктор Вишнаревский предложил убрать ненужные деревья в Ведровичах, я очень обрадовалась, — говорит Анна Жих. — Объехали с ним весь населенный пункт, посмотрели, что там можно сделать. Договорились вырезать не только деревья, но и кустарники. Так будем делать и впредь.

Позицию председателя сельисполкома можно не только понять, но и приветствовать. В июле  сильная буря повалила на кладбище в деревне Торкачи многие старые деревья, которые разрушили памятники, побили оградки. Более месяца устраняли последствия урагана. Потому  Анна Жих старается найти людей или средства спилить аварийные деревья, пока они не наделали беды. 

ВМЕСТЕ с председателем сельисполкома и председателем Дятловского райсовета Александром Барановским едем в Ведровичи. На улице минус 17, и у меня закрались сомнения: а будут ли на таком морозе рабочие вырезать сад? Оказалось, ошибся. 

Тихая деревня притаилась возле леса. По состоянию домов можно определить, в которых из них живут люди. Пустующих насчитал значительно  больше. И было видно, что за ними никто не ухаживает — вдоль улицы разрослись  кустарники,  сиротливо стоят одичавшие сады. 

— И этот  надо убирать, и этот, — показывает Анна Николаевна. 

В деревне  кипела работа. От бывшего ничейного сада оставалось всего несколько стареньких яблонь. 

Заметив нас, подошел Вячеслав Гриб, который  был явно не рад происходящему: 

— Я эти деревья когда-то помогал сажать.   А вы теперь пилите. Зачем? Кому мешали березы в парке? Их  всей деревней сажали, когда открывали клуб. Людям  даже сок с них спускать на разрешали. 

— Посадить-то посадили, но благополучно забыли. Все поросло. Свалку сделали, а убирать мусор некому, — прямо ответила председатель сельисполкома. 

От ближайшего дома поспешила восьмидесятилетняя Ванда Бакей: 

— Николаевна, миленькая, помогите убрать липу. Она уже совсем старая, гнилая.  Упадет на хату — беда будет. 

— Вы прожили в Ведровичах всю жизнь, скажите, разве это плохо, что мы убираем здесь старые деревья, мусор? — обратилась Анна Жих к пенсионерке. 

— Ничего плохого у тым няма, — соглашается пожилая женщина. — Вы только оставьте эти две яблони. 

— А нужны ли они вам, ведь у вас свои есть?

— Хоть и не патребны, але, знаете, шкада.

Представитель местной власти поинтересовалась у Виктора Вишнаревского, сможет ли он спилить дерево, которое в любой момент может рухнуть на дом пожилой сельчанки. Тот ответил, что необходимо на некоторое время обесточить линию электропередачи. Ведь дерево при падении может задеть провода. Анна Николаевна пообещала согласовать отключение электричества с руководством местных электросетей.

Встретились мы  и с самим возмутителем спокойствия Александром  Губко. Для этого пришлось ехать к нему на работу. Анна Жих постаралась объяснить человеку ситуацию. Спросила, почему он сначала не обратился в местный сельисполком, а сразу начал звонить в редакцию. 

И в этом, на мой взгляд, Анна Николаевна права. Мне неоднократно приходилось бывать на прямых телефонных линиях в облисполкоме, райисполкомах. Люди зачастую не стремятся разобраться с проблемой на месте — с помощью сельхозпредприятия, сельисполкома, а сразу звонят председателю облисполкома, шлют письма в столицу. У сельчан почему-то сложился стереотип: чем выше начальство, тем быстрее решится их вопрос. 

АЛЕКСАНДР Владимирович, кажется, понял, что не во всем прав. Одновременно он высказал претензию Анне Николаевне в том, что она старается прикрыть незаконные действия одного из жителей деревни, который  спилил  несколько берез. 

Та пояснила, что, кроме Виктора Вишнаревского, она больше никому разрешение на выпиливание деревьев не давала. Надо, дескать, во всем тщательно разобраться. Если человек спилил их самовольно, вероятно, за это ему придется отвечать. 

Александр Барановский добавляет, что  Даниловичский сельсовет самый большой в Дятловском районе. На его территории 39 населенных пунктов. Из 223 деревень района в 44 проживают менее 10 жителей. Молодежь уезжает, старики умирают. Дома остаются пустыми. Кто-то из родственников приедет, соберет в саду яблоки или сливы, а подрезать деревья, удалить поросль никто не думает. Если местные власти будут бездействовать, то населенные пункты полностью  зарастут сорной травой. Поэтому в соответствии с указом Президента приходится сносить бесхозные дома, вырезать запущенные сады, вводить освободившиеся земли в севооборот.  Ведровичи — не исключение. 

Пусть даже и не удастся  в тех же Ведровичах на месте  запущенного сада из-за близости строений и неровности местности выращивать хлеб. Зато чистая, не засоренная мусором территория с зеленой травой будет радовать глаз. 

Разве это не понятно местным жителям? По-моему, более чем. Просто не всех до конца в этом убедили. Но теперь, думаю, время все расставит по своим местам.

gennadijj-gil@rambler.ru 

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter