История Пелагеи Сморжевской, которая 1 января 2015 года отметит свой 101-й день рождения

Когда деревни были большими…

История Пелагеи Сморжевской, которая в первый день Нового года отметит свой 101-й день рождения
В поселке Усвиж-Бук Толочинского района Пелагею СМОРЖЕВСКУЮ знают, пожалуй, все. Она своего рода знаменитость: не каждому посчастливилось родиться 1 января. Да при этом прожить больше века — ровно сто и еще один год исполняется ей в первый день нового года. Корреспонденты «СГ» приехали к Пелагее Тимофеевне в гости, чтобы расспросить о днях минувших и узнать секрет ее долголетия.


БУДУЩАЯ долгожительница была одной из младших в большой крестьянской семье. У ее родителей было шестеро сыновей и четыре дочери. Правда, одна девочка умерла еще ребенком. Не отличалась в детстве крепким здоровьем и Пелагея: сильно болела, и родители опасались, что она не выживет.  

Но слабое здоровье не освобождало девчушку от домашних дел. Личное хозяйство было крепкое: два коня, три коровы — работы хватало всем от мала до велика. При этом и о грамоте не забывали. Учителя в родной деревне Дубровки Чашникского района были, а вот здания школы — нет.  И тогда отец Пелагеи Тимофеевны отдал под школу старый дом своей семьи. Так и учились в родительском доме. 

Потом трудилась в колхозе: разбрасывала вилами навоз, сгребала сено — выполняла любую работу, которую поручат. 

СЕГОДНЯ, сетует Пелагея Сморжевская, ей приходится только отдыхать: ноги болят да руки не слушаются, и зрение уже не то. Хотя с удовольствием смотрит по телевизору боевики и передачи о судебных делах. Дочь удивляется: как это мама таких страхов не боится, но та ее успокаивает — это же все актеры играют придуманную жизнь! 

Непридуманную она видела и прочувствовала на собственном опыте. Когда трижды во время войны от снарядов горел родной дом. Четыре года лишений и страха: люди боялись даже разуваться или раздеваться, все ожидали, что надо будет бежать в лес прятаться. Власовцы, когда грабили деревню, вспоминает собеседница, даже заслонки с печей забирали. А выживать как-то надо было: возделывали огород, поначалу держали корову и коня. Но потом всю живность забрали. Выращенные овощи пытались прятать за пределами дома. Закапывали в землю. Но и там их отыскивали фашисты и полицаи: 

— Питались картошкой и капустой, да и то, понятное дело, не вдоволь. Подруга работала в амбаре. Она мне насыплет льняного семени, принесу, посушу, потолку, картошки сварю, помакаем ее в семя — вот и поели.

Да и после войны было ненамного легче. Приехав в Толочинский район к сестре в деревню Поречье почти два года ходила Пелагея Тимофеевна босиком на ферму кормить свиней. Вздыхает:

— На обувь денег не было. Бегу на ферму босая, а мороз лютый! Там ноги погрею в воде — и пошла кормить свиней. Два года так ходила. Потом председатель увидел, что я босая, так сжалился — купил мне бурки. А сейчас некоторые жалуются на жизнь. Жить ведь людям замечательно, да и труд легче. А ведь пошли наркотики, алкоголь... Раньше такого не было. Да, были в деревнях самогонные аппараты. Но чтоб так пили, как сейчас? Нет, не припомню. У меня шесть братьев, так ни один капли в рот не брал. Все работали в поте лица. Да и деревни тогда были не чета нынешним: большие, много ребятишек, все сельчане скотину держали.

В ПОРЕЧЬЕ Пелагея Сморжевская прожила 60 лет. Здесь встретила мужа Николая, родила детей. Муж тоже работал в колхозе: и на полевых работах, и сено косил, трудился бригадиром. Поначалу было тяжело:

— Он накосит, а я сгребу его на воз — и коровам везу. Они едят, я дою. Доила руками: 19 колхозных коровок и своя двадцатая. И так десять лет. После построили сарай и установили доильные аппараты. Там уже легче было: вымя протрешь, аппарат приладишь, пока он доит — ты другую корову готовишь, и так дальше. 

Постепенно обжились, обзавелись хозяйством. Купили дом у председателя, который уехал из этих мест в Сибирь. Дом этот — гордость и радость Пелагеи Тимофеевны. И сегодня она его вспоминает с улыбкой: большой, красивый. Чтобы отопить его зимой, приходилось покупать три тонны брикета. Все комнаты и подсобные помещения просторные и светлые: коридор, спальня, зал с пятью большими окнами. Баня была своя. И даже стиральную машину приобрели. 

Сейчас она живет с дочерью Верой Сидлярович в Усвиж-Буке.  Дружит с соседями, любит, когда приезжают многочисленные родственники — у нее пятеро внуков, две внучки, 12 правнуков и три праправнука. Вот и год назад свое столетие отметила с размахом. Тогда за праздничным столом собрались 28 человек. Рассказывали Пелагее Тимофеевне новости, вспоминали былое. Бабушка в курсе всех событий в жизни своего многочисленного потомства: кто женился, кто родился, куда поступил учиться или пошел работать. 

На Пасху из Чашников приезжал внук брата с женой. К Новому году бабушка ждет внучку с правнуком. 

Свой почтенный возраст Пелагея Тимофеевна даром небес не считает. Какой же это дар, если пережила троих собственных детей, нескольких племянников? Тем не менее надо с достоинством принимать жизнь такой, какая она есть.

А что же секрет долголетия? Он, уверена женщина, в образе жизни. Сама никогда не курила, не злоупотребляла алкоголем. Ела очень простую пищу: в основном картошку и овощи, мясо — очень редко. Любит квашеную капусту. И, конечно же, много трудилась на свежем воздухе:

— В теплое время года весь световой день проводили на улице: на поле, в огороде, на лугу. Транспорта не было, все ходили пешком на большие расстояния: и до соседних деревень, и до города. 

АКТИВНОСТЬ Пелагея Тимофеевна сохранила и сегодня, а еще в 85-летнем возрасте наравне с детьми копала картошку. Да какое наравне! Непременно обгоняла их в работе.

Сказалась и крепкая наследственность: ее бабушка, мать отца, прожила 115 (!) лет. 

А еще Пелагея Тимофеевна — большая сладкоежка. Все родные и знакомые знают об этом и обязательно привозят ей гостинцы. Но и сами с пустыми руками не уезжают: бабушка обязательно снабдит их в дорогу вкусненьким. Вот и корреспондентам «Сельской газеты» к Новому году она передала коробочку своих любимых конфет.


СПРАВКА «СГ»

Белорусов, которые отметили 110-й день рождения, на 1 апреля 2014 года было всего восемь. Трое долгожителей обосновались в ГРОДНЕНСКОЙ области, еще двое — в МИНСКОЙ, по одному долгожителю — в БРЕСТСКОЙ, ВИТЕБСКОЙ и МОГИЛЕВСКОЙ областях. В целом Западный регион Беларуси остается лидером по количеству тех, кто родился в 1914 году и раньше. В Гродненской области, к примеру, почти в три раза больше долгожителей, чем в Могилевской.


Фото Павла ЧУЙКО, «СГ»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter