Когда бизнесмены пишут правила…

Совет по развитию предпринимательства при Президенте обсудил эффективность работы отраслевых ассоциаций и общественных организаций

Нет, наверное, в Беларуси более загадочного явления, чем малый и  средний бизнес. Чем занимаются такие предприятия, с какими проблемами сталкиваются, что им необходимо для более динамичного развития – для многих это так и остается тайной. Конечно, совокупный вклад в экономику небольших компаний известен. Но копни чуть глубже макроэкономических показателей – сталкиваешься с некоторой неизвестностью. И такой своеобразный информационный вакуум – серьезный тормоз в развитии частной инициативы. По крайней мере, он затрудняет диалог власти и бизнеса при выработке оптимальных правил игры для конкретных сегментов рынка. Спорных вопросов в каждой подотрасли хватает, решать их необходимо. Но каким образом найти паритет между государственными и частными интересами? Ведь не проводить же социологические опросы компаний по каждому направлению коммерции?! В данном вопросе не стоит изобретать велосипед: на Западе консолидированным выразителем мнения малого и среднего бизнеса являются различные отраслевые ассоциации и общественные организации. Белорусский малый бизнес пока не слишком активно объединяется по цеховому принципу. По крайней мере, эффективно работающие такие общественные объединения можно по пальцам пересчитать. Этой проблеме было посвящено очередное заседание Совета по развитию предпринимательства при Президенте.

Правила хорошего окна

Заседание прошло в Гомеле, на базе предприятия «Беккер Систем», владелец и руководитель которого господин Беккер является членом совета. Его компания по производству оконных и дверных блоков из ПВХ — одна из лидеров этого рынка. Тем не менее и ей приходится сталкиваться с различными проблемами. Немало из них, кстати, могла бы определенно решить и ассоциация.

Вообще, сегмент ПВХ-конструкций крайне интересный. Его ежегодные обороты достигают 600 миллиардов рублей. Есть в Беларуси несколько ярко выраженных лидеров, производителей брендовой продукции. Но наряду с ними существуют десятки и сотни более скромных и совсем крошечных производителей. Независимо от размеров и оборотов все производители ПВХ-конструкций могли бы в спокойном режиме конкурировать и спокойно уживаться на рынке. Да и откуда взяться прямому столкновению интересов, когда у крупных производителей и небольших УП, по сути, разные потенциальные потребители. Но противоречия возникают из-за несоблюдения правил игры некоторыми участниками рынка.

Впрочем, проблема рынка светопрозрачных конструкций, как говорится, с бородой. Наряду с компаниями, которые соблюдают и технологические регламенты, и гарантируют качество стеклопакетов, существует немало «гаражных кооперативов»: слепили оконный блок и быстро продали по сходной цене. Некоторые «умельцы» вообще без регистрации работают. А если не платить налоги и не отвечать за качество — такой производитель просто обречен на ценовую конкурентоспособность.

Впрочем, халтуру можно гнать, являясь и легальным бизнесменом. Оконные блоки — товар ходовой, но не подлежащий сертификации. Законодательно закреплены требования только к качеству профиля и стекла. Но кроме них в конструкции стеклопакета используется еще около 60 различных комплектующих. На них можно значительно экономить, чем некоторые участники рынка и занимаются. Еще одна беспокойная тенденция: производство контрафакта. Делают стеклопакет в гараже, а потом выдают за продукцию известной и солидной компании. Добросовестные участники рынка знают нарушителей, как говорится, в лицо, но за счет мобильности таким «коммерсантам» удается избегать ответственности.

Навалиться  бы  всем  миром…

Вообще, проблема наболевшая. И для производителей изделий из ПВХ, и потребителей. Но можно ли восстановить справедливость на рынке за счет административного ресурса? Крайне проблематично. Устроить тотальные проверки и отфильтровать рынок с помощью правоохранительных и контролирующих органов? Возможно. Но если за каждым «нечестным» мелким предпринимателем охоту устраивать, придется увеличить штат силовиков в несколько раз. В каждом сегменте производства проблема нелегалов существует. А зарплата-то контролерам платится из бюджета, который наполняется за счет налогов, о снижении которых все мечтают…

Ввести обязательную и строгую сертификацию изделий из ПВХ? Тоже не проблема, но в первую очередь это ударит по добропорядочным участникам рынка. Для них это повлечет дополнительные издержки и хлопоты, а их «полуподпольные» конкуренты будут по-прежнему работать с минимальным набором документов. А то и вообще без таковых.

А вот ассоциация производителей изделий из ПВХ смогла бы исправить ситуацию. Общественная организация, не обремененная производственными проблемами, в состоянии проводить мониторинг рынка, следить за качеством продукции, оценивать добросовестность участников… Схема-то достаточно распространенная в Европе: хочешь работать на рынке — будь добр, соответствуй определенным критериям и соблюдай определенные правила. Причем их устанавливает не государство, а участники рынка. При таком подходе непонятные производители сразу оказываются как бы на виду. Их нейтрализуют рыночные и экономические законы: никто не купит товар, не поставит сырье… Чтобы не лишиться доверия своего цехового объединения, никто не будет иметь дел с сомнительными контрагентами. И потребителю спокойней живется: от общественного объединения он получает дополнительную гарантию соблюдения качественных стандартов. В белорусских реалиях получается утопично красивая картина. Но действуют такие же технологии организации рынка, как в Европе и других развитых странах. Другое дело, что там и отраслевые общественные объединения — и организационно, и финансово мощные организации, способные профессионально решать широкий спектр проблем. В Беларуси бизнес-объединений такого уровня нет. Скажем, та же ассоциация производителей окон и дверей делает только первые шаги…

За  все  надо  платить

Впрочем, путь профессиональных объединений достаточно тернист. Вроде и ОО с различными названиями хватает, но слабенькие они. Ибо попали в патовую ситуацию. Чтобы приносить реальную пользу участникам рынка, ассоциациям необходимо стабильное финансирование. Вроде бы потенциальные члены объединений и готовы поделиться своими доходами, но сразу хотят знать: какие выгоды принесет им такой шаг. Если нет преференций, то и к общественной миссии относятся более чем равнодушно. Вот и получается замкнутый круг.

Его удалось преодолеть Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП). В некоторые годы в это объединение входили до 2,5 тысячи профильных компаний. Приличный бюджет позволил БАМАП создать консолидированную инфраструктуру, которая обслуживает потребности всей отрасли. На базе ассоциации работает образовательный центр, развивается консалтинговое направление, юридические и маркетинговые услуги… Квалифицированные специалисты под эгидой БАМАП участвуют в разработке законодательных актов, аналитических документов для органов госуправления. И таким образом удалось создать дополнительную стабильность на рынке. Скажем, удается избегать переманивания специалистов из одной транспортной компании в другую. Решили, что чем создавать дополнительную конкуренцию на рынке труда и провоцировать текучку кадров, лучше инвестировать дополнительные средства в образовательные программы.

В принципе, ассоциации могут стать основой для создания кластеров — групп компаний, тесно связанных производственной кооперацией. Кстати, передовые европейские страны активно переходят на кластерные принципы организации производства. Такой подход исключает и излишнюю внутреннюю конкуренцию. А установить жесткую монополию борьба производителей международного масштаба не даст.

В Беларуси такие проблемы пока пытаются решать при помощи создания производственных объединений. Действительно, ПО дали дополнительные стимулы для развития промышленных гигантов. Но, наверное, это не самая оптимальная стратегия, когда на рынке присутствует несколько производителей — потенциальных конкурентов, да еще и с разной формой собственности. Возьмем, к примеру, рынок металлоконструкций. Из трех государственных предприятий сейчас создается объединенная структура. А между тем существует и крупный частный производитель — компания «Изобуд», которая оказалась в стороне от этих процессов. По идее, конкуренция в ближайшее время в сегменте обострится. Но принесет ли это пользу?

Вопрос спорный. Ведь одна из насущных проблем всех производителей металлоконструкций — не перепроизводство, а отсутствие традиций у проектных организаций в реализации проектов на базе таких технологий. Если бы все производители объединили в этом (и некоторых других) направлении свои усилия, то смогли бы вывести на строительный рынок республики целый ряд новых, экономически выгодных продуктов. Они бы значительно увеличили емкость сегмента. А при растущих объемах строительства работы бы хватило всем участникам рынка. Да и для экспорта имеется значительный потенциал. Консолидировать интересы подотрасли при помощи общественного объединения было бы возможно. На уровне ПО — навряд ли удастся. Аналогичная ситуация происходит в легпроме. Вроде бы радетелем за отраслевые интересы должен выступать концерн. И частным производителям в него двери открыты. Но вхождение в эту структуру означает частичную потерю самостоятельности. А поэтому коммерсанты работают отдельно от Беллегпрома.

И  без  проверок можно  жить

Во время заседания не раз поднималась тема большого количества проверок. Проблема извечная. Но сколько ни рассуждай о пользе или вреде контроля, а по щучьему велению ситуация не изменится. Да, западных бизнесменов проверяют реже. Но там, опять же через систему отраслевых общественных объединений, бизнес выработал механизмы саморегулирования. Государство-то, по сути, гарант общественных интересов. И значит, должно обеспечивать комфортное существование не только производителям, но и потребителям. Последних, кстати, большинство. И тут, как говорится, у бизнеса есть выбор: либо собственными силами обеспечивать соблюдение прав общества и конкретного покупателя, либо это сделает государство посредством той или иной системы контроля.

К сожалению, реальной инфраструктуры для саморегулирования бизнеса в Беларуси пока нет. Когда она появится, возможно, будет реально и тотальное снижение количества административных процедур. В принципе, выбор делать представителям коммерции. По уровню богатства отечественный малый и средний бизнес еще не достиг западноевропейского уровня. Но и бедным его не назовешь. Обороты многих отраслей позволяют уже финансировать из прибылей развитие инфраструктуры. В том числе и отраслевые ассоциации, к которым со временем может перейти часть функций органов госуправления…

На снимке: СП «Беккер Систем»: на участке монтажа окон.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter