"Формула-1": ищем КПД эффективности

Коэффициент беcполезных действий

До начала нового сезона «Формулы–1» осталось всего ничего: уже 20 марта любителям автоспорта предоставится возможность вновь насладиться звуком болидов. Слегка обновленные машины, небольшие перестановки в составе команд, какие–то изменения в регламенте, новые Гран–при в календаре — все это еще будет предметом наших обсуждений. Но сегодня хотелось бы предложить вниманию читателей аналитический обзор на тему «Во что обходятся результаты в «королевских гонках»?»

За основу мы взяли официальные данные расходов команд–участниц за прошлый сезон. И даже самый простой математический способ выяснения цены одного очка, заработанного в 2015 году, — бюджет, разделенный на количество очков, — выявляет весьма интересную особенность. Речь идет именно об эффективности, то есть о так называемом коэффициенте полезного действия. Понятно, что с огромным бюджетом заводским коллективам выживать в «Формуле–1» намного легче, чем малобюджетным частным командам. Но именно высокий кпд эффективности расходования средств дает даже «скромным кошелькам» надежду выжить в этом престижном и весьма дорогостоящем чемпионате.




Бизнес или игрушка?


Из наших расчетов, пожалуй, сразу же стоит исключить аутсайдера — команду «Манор», цель которой в прошлом сезоне была удержаться на плаву. Она с трудом изыскивала средства хотя бы просто для посещения этапов. Это давало шанс найти наконец–таки себе нового «хозяина», сильно увлеченного автоспортом и согласного купить себе дорогую «гоночную игрушку» без претензий на создание успешной бизнес–модели. Предыдущий собственник российский бизнесмен господин Чеглаков потерял всякий интерес бесполезной траты средств в заведомо убыточный проект еще накануне первого Гран–при России в 2014 году. Но «Манор», сохраняя в течение года в своем названии маленький кусочек российской составляющей в виде прибавки к названию имени Маруся, правдами и неправдами все же сумел избежать «выброса в мусорный бак». За прошлый сезон команда «Манор» не заработала ни одного очка, хотя отдадим должное этому британскому коллективу — их пилоты практически всегда проходили квалификационный барьер.


Явным лидером по «расточительству» из оставшихся 9 команд является «Макларен–Хонда». С огромным бюджетом 465 млн евро британско–японский симбиоз сумел обеспечить получение лишь 27 очков, доведя тем самым показатель эффективности до 17 млн 222 тысяч евро за 1 очко. При том, что на болидах этой команды гонялись два чемпиона мира — Фернандо Алонсо и Дженсон Баттон, невероятными усилиями и талантом которых, собственно говоря, и были добыты эти супердорогие показатели.

Возвращение японских мотористов в «Формулу–1» оказалось не столь успешным, как это предсказывали «Макларен» в момент заключения очередной исторической британско–японской сделки. Но хочется надеяться, что вслед за первым блином, который, как известно, зачастую бывает комом, нас ждут в ближайшее время и успехи этого амбициозного коллектива.

Кстати, бесспорным лидером по экономичности расходования средств за последние 10 лет до сих пор остается команда «Браун ГП», которая в 2009 году на болидах с подвеской и трансмиссией от «Хонда» и моторами «Мерседес» под руководством талантливого Росса Брауна в своем дебютном и единственном сезоне стала чемпионом мира. Очень скромный бюджет и конкурентоспособный болид позволили тогда добиться им показателя стоимости очка всего в 415 тысяч евро.


Невероятный успех новоявленного чемпиона побудил тогда руководство «Мерседес» приобрести этот коллектив и уже со следующего, 2010 года выставить свою собственную команду в чемпионате «Формулы–1».

Но даже после пяти сезонов и создания уникального по своим преимуществам двигателя, позволившего немецкому концерну обеспечить себе подряд 2 чемпионских титула и 2 Кубка конструкторов, в «Мерседес» по итогам 2015 года не смогли вплотную приблизиться по своему кпд к рекорду Росса Брауна. Стоимость 1 очка в прошлом сезоне в немецкой команде составила 664 тысячи при бюджете 467 млн евро. Хотя, если сравнить с остальными участниками прошлого сезона чемпионата, эффективность «Мерседес» все же была самой высокой.

Влияние женского фактора


Мониша
Кальтенборн
.

Некогда считавшаяся наиболее успешной по экономии расходования средств команда «Заубер» переживала в 2015 году не лучшие времена. Скандалы, связанные с контрактами пилотов, появление судебных приставов на Гран–при Бельгии и арест имущества явно диссонировали с тем образом и репутацией, которые в прошлые годы были созданы ее швейцарским хозяином Петером Заубером. Злые языки формульного паддока связывали эти неудачи с появлением в руководстве команды сугубо мужского автоспорта женского фактора, то есть Мониши Кальтенборн, выпускницы Венского университета по специальности «Юриспруденция» и Лондонской школы экономики в сфере международного права.

Однако наличие такого же женского фактора, например, в команде «Уильямс», где бразды правления легендарным коллективом приняла на себя Клер Уильямс, дочь сэра Фрэнка Уильямса, напротив, показывает обратный эффект. Из частных команд британцы наиболее успешно реализуют гоночную бизнес–модель, занимая 2–е место в плане экономии (кпд = 723 тысячи евро за
Клер
Уильямс.

набранное очко) и завоевав в прошлом году 3–е место в кубке конструкторов. А ведь общий бюджет команды почти в 2,5 раза меньше, чем у лидера расходов «Ред Булл» или заводских коллективов «Хонда» , «Мерседес» и «Феррари».

К слову, в составе «Уильямс» нет чемпионов. Но ветеран «Формулы–1» бразилец Фелипе Масса, упустивший свою победу в чемпионате в драматической финальной гонке в Бразилии в 2008 году, еще не собирается вешать шлем на гвоздь в домашнем музее. И он почти на равных борется за рулем своего болида «Уильямс» с молодым, но очень перспективным напарником Вальттерри Боттасом. При том, что зарплата бразильца на нынешний сезон (4 миллиона евро) в 9,5 раз меньше, чем у испанца Фернандо Алонсо, и в 7 раз меньше, чем у действующего чемпиона британца Льюиса Гамильтона.


Советская Белоруссия № 46 (24928). Суббота, 12 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter