Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности

Кодексы станут эффективнее

Рассказываем о важных законодательных изменениях

Президент Беларуси подписал Закон «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности». Он направлен на системную модернизацию отношений в соответствующей сфере. По отдельным составам введены новые статьи, которые усилят уголовную ответственность за нарушения, в том числе в сфере законодательства о массовых мероприятиях. Вместе с тем по части статей наказание смягчено.


Документом конкретизированы условия, при которых не наступает превышение пределов необходимой обороны: если человек вследствие неожиданности посягательства не мог объективно оценить его опасность и характер.

Предусмотрен более дифференцированный подход к назначению штрафа (в зависимости от конкретных обстоятельств совершенного преступления и личности преступника), а также возможность его рассрочки.

Появился институт замены наказания (не связанного с изоляцией от общества. — Прим. авт.) более строгим в случае, если осужденный уклоняется от его отбывания. Соответствующее решение будет принимать суд.

Пересмотрены размеры санкций порядка 70 составов преступлений. Это сделано для обеспечения соответствия наказаний характеру и степени общественной опасности совершенных деяний, сбалансированности уголовно‑правовых норм.

Также в санкции ряда статей — принуждение к совершению сделки, мошенничество и другие преступления против собственности и порядка ведения экономической деятельности — введено ограничение свободы в качестве альтернативы лишению свободы. Это позволит судам более гибко подходить к вопросу назначения наказания.

Вместе со смягчением ответственности Законом приняты дополнительные меры защиты конституционного строя страны. В Уголовный кодекс включены новые статьи и новые составы преступлений.
Важно, что у правоохранительных органов появились дополнительные инструменты в борьбе с экстремизмом. В Беларуси была предусмотрена уголовная ответственность лишь за создание либо руководство экстремистским формированием. Теперь есть и за участие в нем, содействие экстремистской деятельности, прохождение обучения такой деятельности.
Законом также закреплено наказание за неоднократное нарушение порядка проведения массовых мероприятий, при этом ответственность будет наступать при наличии двукратной административной преюдиции, или предрешения.
Распространение владельцем интернет‑ресурса запрещенной информации, совершенное в течение года после привлечения к административной ответственности, теперь тоже уголовно наказуемое деяние. Как и незаконные сбор и распространение персональных данных, несоблюдение требований по их защите. А также незаконные сбор либо получение сведений, составляющих госсекреты, с целью их распространения (при отсутствии признаков измены государству или шпионажа).
Одновременно усилена ответственность за убийство сотрудника милиции (аналогичная ответственность введена за убийство военно­служащего), сопротивление лицам, охраняющим общественный порядок, насилие либо угрозу его применения в отношении таких лиц, а также судей и народных заседателей, публичное оскорбление представителя власти в связи с выполнением им служебных обязанностей либо его близких, организацию действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо участие в них, публичные призывы к проведению незаконных массовых мероприятий, умышленное блокирование транспортных коммуникаций, повлекшее причинение ущерба в значительном размере (40 и более базовых величин).

Усовершенствованы меры ответственности за другие преступные деяния. С учетом современных тенденций в сфере информатизации и анализа правоприменительной практики изложена в новой редакции глава 31 УК «Преступления против компьютерной безопасности». Существенно усилено наказание за уклонение от уплаты налогов. Максимальный срок лишения свободы (за совершение такого деяния, повлекшего причинение ущерба в крупном размере. — Прим. авт.) увеличивается с 3 до 7 лет, а в особо крупном размере — с 7 до 12 лет.
Еще новшество — ответственность за уклонение от исполнения обязанностей налогового агента, налоговое мошенничество и уклонение от уплаты страховых взносов в фонд соцзащиты населения. Криминализируются производство, ввоз или сбыт фальсифицированных медпрепаратов, а также подделка документов качества, маркировки таких препаратов, что убережет рынок от некачественных лекарств.
Из закона исключены отдельные фактически не работающие статьи.

Изменения коснулись Уголовно‑процессуального кодекса. Законом предусмотрено использование механизмов медиации в рамках уголовных дел. Расширено использование информационных технологий в уголовном процессе. Например, появилась возможность производства отдельных следственных действий — допроса, очной ставки и предъявления для опознания — в режиме веб‑конференции.
Усилена роль прокуратуры. Генпрокурор, его заместители, а также прокуроры областей и Минска наделяются полномочиями выносить обязательные для исполнения органами уголовного преследования предписания и передавать заявления (сообщения) о преступлениях от одного органа другому.
В Уголовно‑исполнительный кодекс внесен ряд корректировок, связанных с предлагаемыми изменениями в УК и УПК, а также уточняющих порядок получения осужденными в исправительных учреждениях посылок и денежных переводов, разрешены видеозвонки.

Основные положения закона вступают в силу через три месяца после его официального опубликования.

gladkaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter