Кодексы должны коррелироваться с временем

Год понадобился на окончательную доработку проекта закона...
Год понадобился на окончательную доработку проекта закона, который предусматривает комплексную корректировку уголовного и уголовно–процессуального законодательства. Впервые он был предложен на рассмотрение Президенту 13 августа прошлого года. Суть в том, что в последнее время предлагалось немало новаций в этой сфере. Но готовить по каждой отдельный документ нецелесообразно. Президент распорядился свести все инициативы в один нормативный акт. Помню, что дискуссия по его первому варианту была весьма жаркой. Она показала, что даже в юридических кругах на тот момент не было единого мнения по некоторым предлагаемым изменениям. Особенно острые дебаты велись по понятию обоснованного экономического и делового риска, введению института досудебного соглашения. При такой разности мнений спешить с принятием закона было неразумно. Спустя год было созвано новое совещание. На этот раз все приглашенные к разговору уже выступали с единых позиций. По всему видно, что время потрачено не зря. Однако, вникая в детали предложений, роль оппонирующей стороны взял на себя Президент.

Больше всего вопросов у Александра Лукашенко вызвала инициатива о досудебном соглашении. Суть, в двух словах, в следующем. Если подозреваемый признает свою вину и идет на сотрудничество со следствием, помогая тем самым раскрыть другие преступления, привлечь к ответственности прочих фигурантов своего дела, ему гарантируется смягчение наказания. В принципе, заметил Председатель Верховного Суда Валентин Сукало, отчасти такая модель взаимоотношений практикуется. Если подозреваемый активно сотрудничает со следствием, суд вправе расценить это как смягчающее обстоятельство. Вправе, но не обязан. Поэтому многие фигуранты уголовных дел к подобным предложениям относятся с опаской.

Гарантированное законом послабление — более весомый стимул раскрыться. Но, с другой стороны, не повлечет ли такая практика шквал оговоров со стороны преступников, пытающихся получить приговор помягче? Не станет ли она соблазном для сотрудников правоохранительных органов приторговывать возможностью сделки с правосудием?
На эти и другие непростые вопросы Президента отвечали Госсекретарь Совета Безопасности Александр Межуев, Генеральный прокурор Александр Конюк, министр внутренних дел Игорь Шуневич, председатели Следственного комитета Валентин Шаев и КГБ Валерий Вакульчик. Они говорили о многоступенчатой системе контроля за исполнением условий соглашения. А их перечень достаточно обширный. А председатель Комиссии Палаты представителей по законодательству Людмила Михалькова, говоря об эффективности новации, привела в пример расследование громкого преступления в станице Кущевская в России. Там сотрудничество со следствием фигурантов дела, лично не участвовавших в жестоком массовом убийстве, помогло доказать вину и назначить максимальное наказание главным действующим лицам.

У нас, слава богу, таких варварских случаев не было, но сделка с правосудием открыла бы новые возможности для выявления каналов поставок наркотиков, коррупционных цепочек. То есть для расследования именно тяжких и особо тяжких преступлений. Их перечень, настоял Президент, законом должен быть прописан четко. Чтобы не получилось так, что от ответственности уходит убийца, сдав мелкого карманного воришку.

Среди прочих новаций законопроектом предлагается внедрение уголовно–правовой компенсации, исключение противоправности при деловом риске, декриминализация отдельных деяний, не представляющих большой общественной опасности. Кроме того, инициируется ужесточение ответственности за преступления сексуального характера, против несовершеннолетних, а также введение статьи за жестокое обращение с животными и некоторые другие новации. При этом Президент рекомендовал всем задуматься над очень принципиальным общим вопросом. Рассматривая каждое предложение, необходимо ответить: нужно ли то или иное изменение уже сегодня? Можем ли мы пока без него обойтись? Упрощаться в законотворчестве, обратил внимание Александр Лукашенко, ни в коем случае нельзя. Это не пойдет на пользу развитию общества. Надо полагать, это напутствие уже депутатам, которые будут рассматривать законопроект. Дискуссия в Овальном зале обещает быть тоже очень активной. А в помощь парламентариям будет исчерпывающий сравнительный документ, который объяснит суть предлагаемых изменений. Его также распорядился подготовить Президент.

Дословно

Президент:

— Возможные корректировки уголовного закона не должны приводить к выхолащиванию самой сути закона. При любых изменениях его нормы должны сохранять необходимый профилактический эффект и одновременно обладать должным карательным воздействием на нарушителя, если преступления избежать все же не удалось, если профилактика в том числе не сработала. При этом принцип неотвратимости наказания за совершенные преступления должен оставаться незыблемым. Все возможные изменения уголовно–правовых механизмов могут так или иначе развивать либо дополнять этот принцип, но ни в коем случае не создавать условия для ухода преступников от ответственности. Попустительствовать безнаказанности мы не имеем никакого права.

Доклад

После совещания Президент принял с докладом министра внутренних дел Игоря Шуневича. Александр Лукашенко проинформирован о результатах работы МВД по итогам шести месяцев, об оперативной обстановке и некоторых аспектах борьбы с наиболее опасными преступлениями.

В частности, Президент обратил внимание на рост количества бытовых убийств, в связи с чем министр рассказал о принимаемых в данном направлении мерах. Основная часть подобных преступлений совершена в состоянии алкогольного опьянения. Александр Лукашенко потребовал усилить работу МВД по профилактике и пресечению в том числе данных преступлений.

Президенту доложено также об изменениях в штатной структуре МВД и кандидатурах по некоторым должностям, которые планируется замещать в ближайшее время.

Одной из тем доклада стало реформирование системы органов внутренних дел. Основные его этапы пройдены успешно, сейчас идет доработка некоторых аспектов. К концу года, как и требовал Президент, реформирование планируется завершить.

Кроме того, обсуждались вопросы спортивной тематики. Например, участие МВД и министра в деятельности наблюдательного совета хоккейного клуба «Динамо–Минск». В том числе речь шла о наведении порядка в финансовой деятельности клуба, особенно что касается заработной платы участников. Рассматривались перспективы развития хоккейного клуба в целом.

kryat@sb.by

Советская Белоруссия №149 (24530). Пятница, 8 августа 2014 года

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter