Кодекс о культуре больно ударит по вандалам

Закрепляется обязанность передавать в государственную собственность профессионально или случайно выявленные археологические артефакты, запрещается их покупка, продажа, дарение, мена
В РЕГИОНАХ не раз слышала от работников культуры: чтобы найти конкретный указ или акт, касающийся их работы, нужно хорошенько перелопатить интернет или усердно посидеть в библиотеках. И не факт, что найденные параграфы и пункты дадут полную ясность. Другое дело, говорили мне, если бы все они были собраны в одном документе.

Дело в том, что отношения в сфере культуры регулируются внушительным количеством нормативных правовых актов, что иногда создает трудности в применении их на практике. Скоро, однако, все они будут собраны в одном Кодексе Беларуси о культуре, работа над которым велась с 2012 года и теперь завершается. Разработка документа инициирована Советом Министров, в мае Президент направил его проект в Палату представителей, и в ближайшее время начинается его рассмотрение. Интересно, что Кодекс пока не имеет аналогов в мире.

А поскольку Минкульт Беларуси предлагает объявить 2016 год Годом культуры, логично, что проводится своеобразный мониторинг существующей нормативно-правовой базы и вносятся необходимые корректировки в законодательство, учитывающие потребности практики.

С немалым интересом изучала проект документа, который выставлен на сайте Министерства культуры для всеобщего обсуждения. Склонна согласиться с разработчиками, которые говорят, что с Кодексом будет работать проще и удобнее. Он действительно озвучивает все важные вещи, ведь «почвой» для его создания послужили более 60 нормативных правовых актов различной юридической силы, из них 7 законов, 4 указа Президента, около 20 постановлений Правительства и около 30 нормативных правовых актов Минкультуры. 

В чем главный итог? Если коротко — Кодекс предлагает урегулировать правоотношения в сфере сохранения и развития культурных ценностей, охраны историко-культурного и археологического наследия, библиотечном и музейном деле, кинематографической деятельности, народных художественных ремеслах. В проект включены некоторые нормативные предписания, содержащиеся в настоящее время в правовых актах Главы государства, Правительства и Министерства культуры. В документе закреплены нормы, имеющие существенное значение для дальнейшего совершенствования отношений в этой сфере и не предусмотренные действующим законодательством. Например, определены основные направления сотрудничества госорганов и коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей в сфере культуры. Помимо прочего, идет речь об отнесении спонсоров и меценатов культуры к субъектам культурной деятельности. К тому же в Кодексе нашли отражение новации по совершенствованию механизмов взаимодействия с белорусами зарубежья — по их поддержке в сфере культуры. Кроме того, упрощен порядок подтверждения статуса творческого работника, согласно которому это может сделать творческий союз соответствующего профиля.

Чем еще интересен Кодекс? Затронут и такой аспект — совершенствование вопросов охраны археологического наследия. В данном случае закрепляется обязанность передавать в государственную собственность профессионально или случайно выявленные археологические артефакты, запрещается их покупка, продажа, дарение, мена. Это могут делать только государственные научно-исследовательские организации и музеи. Все это должно серьезно усложнить незаконную деятельность так называемых «черных копателей», которые наносят вред культуре и науке. Не раз слышала в командировках жалобы сельчан на то, что они варварски уродуют курганы и захоронения. Следы такой деятельности остались повсюду: то в Белыничах набезобразничали, то в Ганцевичах, то в Краснополье, то в Куропатах… Мне рассказывали о таком копателе из Могилева, у которого обнаружили сотни незаконно присвоенных старинных монет и редчайший сребреник князя Владимира, отчеканенный в 989 году… И дело не только в том, что «черные копатели» присваивают и продают найденные ценности. Они уничтожают археологические памятники. Была такая некрасивая показательная история: в одном из районов рыбаки вытащили идеально сохранившуюся кольчугу ХII века, распилили ее на части и продали частным коллекционерам… Ясно, что сразу после принятия Кодекса подобные явления не исчезнут, но государство дает понять, что мириться с вандалами не будет.

Однажды я была в экспедиции с археологами, и они тоже горевали, что после вандалов изучать на месте уже фактически нечего. Драма и в том, что расхитители и вандалы подвергают опасности не только свои жизни. Тут и там они находят боеприпасы и оружие времен Великой Отечественной войны. Так что, как ни крути, изучением памятников истории и раскопками должны заниматься специалисты, и только они. Безусловно, Кодекс должен помочь учреждениям культуры работать и развиваться с учетом веления времени.

gnilozub@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter