Станет ли биткоин конкурентом рублю

Код в мешке

Поймал себя на мысли, что с некоторых пор неосознанно, скорее, в силу профессионального любопытства стал наблюдать за курсом биткоина. Увлекательное, скажу вам, занятие. После рекордного подорожания до 20 тысяч долларов в декабре 2017–го биткоин столь же резко начал падать в январе, снизившись за месяц в два раза — до 10,5 тысячи долларов. Следом за биткоином дешевеют и его цифровые «собратья» — Ethereum, Ripple и другие. Спрогнозировать дальнейшее поведение самой популярной криптовалюты никто не берется. Проще, наверное, выиграть в казино. На фоне такой волатильности продолжаются споры насчет того, смогут ли виртуальные деньги занять нишу реальных и составить им конкуренцию.

Хотим мы того или нет, но криптовалютная гонка уже стартовала. В Парке высоких технологий напоминают, что операции с токенами (цифровыми активами. — Прим. авт.) можно будет совершать в стране с 28 марта, с момента вступления в силу декрета о развитии цифровой экономики. Правда, заниматься этим смогут только резиденты ПВТ. Даже наш промышленный гигант БелАЗ заявил о готовности продавать свою продукцию за криптовалюту. Впрочем, другие компании более осторожны. Одни в принципе сомневаются в возможности таких расчетов. Мол, сегодня даже с WebMoney порой возникают проблемы — что уж говорить о непривычных материях. Другие не прочь глубже изучить вопрос, как только поступят официальные предложения от покупателей.

То есть отношение к биткоину и другим цифровым валютам по–прежнему двойственное. Пока пессимисты рассуждают о финансовых пирамидах и мыльных пузырях, способных лопнуть в любой момент, любители острых ощущений воспринимают криптовалюты как уникальный шанс заработать. Еще бы! Какая инвестиция за год принесет двадцатикратный доход? Отсюда и прогнозы о том, что к 2030 году (а, возможно, и раньше) биткоин станет шестой по значимости резервной валютой мира. Кажется фантастикой? Но точно такой же фантастикой когда–то казались интернет, соцсети и электронные кошельки.

Оппоненты возражают: биткоин — валюта вне государства и времени. Их никто никогда не держал в руках. Они не звенят в наших кошельках, а отражаются всего лишь абстрактным цифровым кодом, который ничем не подкреплен. Но ведь если подумать, то и золото тоже обеспечено лишь доверием к нему. Если это доверие вдруг исчезнет у всех и сразу — получим обычный кусок металла. Та же картина и с биткоином. Его будущее также зависит исключительно от спроса и предложения. Только в отличие от золота все криптовалюты основаны на технологии блокчейн, уже доказавшей свою эффективность во многих бизнес–процессах и сферах: информация хранится надежно, транзакции проводятся моментально и риск атак на нее сводится к минимуму.

Тем не менее именно высокая волатильность криптовалют, расплывчатость правового статуса сдерживает их применение на государственном уровне. Ведь рядом с большими возможностями всегда присутствуют и большие риски. Например, Китай столкнулся с выводом капитала из страны через интернет–монеты. Властям пришлось запретить привлечение денег в стартапы через криптовалюты. В итоге миллиарды долларов венчурных инвестиций ушли в Японию и Южную Корею.

Но даже если окажется, что биткоины — это тупиковая ветвь киберреволюции, этакая модернизированная МММ, которая рано или поздно рухнет, технологии, стоящие за его созданием, останутся жить. Поэтому решение о наборе на новую специализацию «Криптовалюты и деривативы» в БНТУ выглядит вполне обоснованным. Специалисты–практики с большим опытом торгов на бирже научат молодых людей совершать операции с криптовалютами, помогут освоить технологию блокчейн и ICO (размещения токенов. — Прим. авт.) как альтернативу публичного размещения акций.

Ведь главная задача сейчас не только в том, чтобы изменить законодательство в сторону легализации виртуальных денег. И даже не в создании надежной системы защиты от использования криптовалюты мошенниками и террористами (хотя куда же без безопасности). Нужна еще разъяснительная работа среди граждан, предпринимателей, юридических лиц. Приведу простой пример. Сегодня интернет есть уже в каждом доме. Но до сих пор большинство населения предпочитает оплачивать коммунальные услуги по старинке, через кассу банка. Выстаивают в длинных очередях, тратят время и нервы вместо того, чтобы воспользоваться удобным интернет–банкингом.

Так или иначе, от цифровой экономики нам не уйти. По оценкам специалистов, успешная реализация соответствующей программы позволит к 2030 году более чем втрое увеличить число занятых в IT–секторе. Объем ежегодной экспортной выручки от продажи IT–продуктов возрастет с нынешнего миллиарда до пяти миллиардов долларов. Ради таких перспектив, наверное, все же имеет смысл повнимательнее присмотреться к новым финансовым технологиям и не отметать их с порога.

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter