Новая услуга QR-кода на памятниках в Беларуси пока непопулярна. Перспектива есть?

Код на вечную память

Почему оцифровывают места захоронений и сколько это стоит

Век цифры накладывает отпечаток на все вокруг. Порой врывается с нестандартными, даже специфическими предложениями. Так, с недавних пор белорусы могут увековечить память близких с помощью QR-кода. Деликатная услуга пока не слишком востребована. Мемориальная web-страница с привязанным к ней QR-кодом все больше видится не прихотью или чем-то заоблачным, а генеалогией, прошлым, в которое легко заглянуть с экранов смартфонов. Причем сразу, не отходя от могилы…


Признаюсь, темой заинтересовалась не на пустом месте. Два года назад не стало моей горячо любимой бабушки. За свои почти 94 она повидала многое: войну, эвакуацию и возвращение домой, большую стройку ради новой мирной жизни. Человеком бабуля была энергичным и интересным, а ее рассказы-воспоминания заходили на одном дыхании. Собственно, как и совместный просмотр семейных альбомов. Дедушка, который «горел» фотографией, постарался, чтобы в фокусе было все. А теперь фокус в том, что я очень хочу донести память о родных тем, кто придет после. Сберечь и передать больше, чем снимки, — характер, эмоции, если хотите, налет эпохи. Каждое фото оживить историями, разбавить видеороликами и диктофонными записями. Конечно, легко представить, что все это хранится дома на электронных носителях. Так-то оно так. Но у флешек есть свойство теряться, у данных с дисков, как и у страниц в соцсетях, — пропадать. Дойдет ли информация до адресата — без гарантий. Зато частники, предлагающие нанести QR-код на памятники, уверяют: у них все как в аптеке. По крайней мере, на ближайшие лет двадцать. Дальше срок действия в облаке обещают продлить автоматически.

Позвонив в фирму, узнала подробности. Небольшой 10 на 10 сантиметров цифровой квадратик обойдется в 500 рублей. Это с учетом самого QR-кода и виртуального альбома, который уместит до 50 фото с вашим родственником. Дороговато? Не дешево. Может, потому и спрос невелик. В том же Витебске, закажи я подобный код, однозначно окажусь в пионерах. Зато за рубежом «символами» у надгробий мало кого удивишь. Как прикрепленными отдельно, так и нанесенными прямо на мрамор или гранит. В Европе, США, Австралии, Японии такую практику стали осваивать лет восемь назад. Сперва шло со скрипом, но потом с интересом. Люди увидели и оценили. Правда, попросили сделать QR-коды побюджетнее, доступными для всех. Для тех, кто хочет сэкономить, выход тоже есть — воспользоваться бесплатным генератором QR-кодов. Найти программу в интернете не проблема. Создав собственный код, не составит особого труда привязать к нему страничку, заполнив данными по своему усмотрению.

Если на гражданских кладбищах цифровые коды — дело личное и добровольное, то на воинских захоронениях новшество, без преувеличения, необходимость. Почему, рассуждаем вместе с Анатолием Бурдо, председателем Витебского молодежного общественного объединения «Военно-патриотический клуб «Поиск»:

— Появление таких кодов — это очень здорово, актуально. Хотя бы с той точки зрения, что нанести на плиты фамилии абсолютно всех погибших невозможно. Банально не хватит места. Отсканировать QR-код и выйти на обобщенный банк данных «Мемориал», сайты «Память народа» и «Подвиг народа» — наиболее логичный, удобный вариант. Там собрана вся информация: как погиб воин, где захоронен, какими наградами был отмечен. Витебские поисковики предлагали использовать цифру еще лет восемь назад. За достойный пример можно взять тех же россиян. Давно видел такие коды на мемориалах в Санкт-Петербурге.

В Беларуси подвижки тоже есть. Для примера — Дубровенский район, где этим летом QR-код появился на братском захоронении агрогородка Буда на трассе М-1. Заместитель председателя местного райисполкома Светлана Рыжанская поделилась:

— Считаю, что эксперимент с QR-кодом вполне оправдан. В братской могиле в Буде нашли последнее пристанище около 3800 воинов, защищавших наш край. Узнать имена, звания, то, как они погибли, для родственников теперь стало проще. Сканируешь код, и он тут же направляет тебя на соответствующий раздел сайта райисполкома.

МНЕНИЕ

Елена Чудакова, заведующая отделом справочно-информационной работы Государственного архива Витебской области:

— Смогут ли такие QR-коды однажды полностью заменить архивы? Звучит сомнительно. Скорее рассматриваю это как еще одну, только цифровую ступеньку в передаче семейного кода. Сохранить память для будущих поколений — важная и благородная миссия. И начинать ее стоит с расспросов близких и дальних родственников, составления генеалогического древа. Кроме того, поступая таким образом, взрослые формируют более осознанное отношение детей к истокам рода, на личном примере демонстрируют, что никто лучше нас самих не позаботится о том, чтобы остаться в истории. Важно хранить семейные альбомы, беречь дневниковые записи и, конечно, документы. Все это тонкая нить, которая связывает прошлое, настоящее и будущее.

Помочь с восстановлением белых пятен истории архивы могут в пределах разумного. Стопроцентной гарантии, что в наших данных отыщется то, что необходимо именно вам, дать невозможно. За годы моей работы перед глазами было немало воссозданных по крупицам семейных историй, хватало и разочарований. Когда люди искренне не понимали, почему мы не можем предоставить ту или иную информацию. А ее попросту нет. Многие документы были уничтожены, сгорели во время Великой Отечественной войны. Хорошо сохранился партийный и комсомольский комплекс документов, есть так называемые фильтрационные дела угнанных во время войны в Германию жителей Витебской области, которые вернулись домой.


В Барани Оршанского района таблички с QR-кодами появились на памятниках истории и культуры в прошлом году — к Дню защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь. Такой уникальный подарок сделали любимому городу учащиеся школы № 18 Барани вместе с педагогами и родителями. Первую табличку с так называемым кодом быстрого реагирования установили  как раз на местном мемориальном комплексе воинам-освободителям. 

naumova@sb.by

Фото Анжелы ШУРДУКОВОЙ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter