Как подбираются ключики к сознанию и каков возраст разума

Код доступа

Несмотря на убеждение, что для науки нет практически никаких тайн, некоторые вещи до сих пор находятся в процессе изучения. Одна из них — сознание. Если упрощать до минимума, это способность индивида опознавать себя как думающее и чувствующее существо в определенном месте и в определенный момент времени. Но ни сканирование мозга, ни отслеживание активности его отделов не дают ответа на два основных вопроса: как именно все это происходит и где та отправная точка, с которой началось наше восхождение от обычных приматов к гоминидам и далее до Homo sapiens. Тем не менее ученые не оставляют попыток найти ответы. Как шутят по этому поводу нейрофизиологи, нейроны мозга пытаются «познать самое себя»

Ложки не существует

С точки зрения философии сознание — это то, что делает нас людьми. «Я мыслю, следовательно — я существую», — известная фраза Рене Декарта, которая отражает его профессиональную точку зрения на вопрос. Но как зарождается мысль и что это, собственно говоря, такое? Четкого ответа в точных науках — химии, биологии, генетике и физиологии — пока нет. Что автоматически рождает массу версий, одна другой удивительнее. Теория о наличии у человека души (которую некоторые исследователи даже взвесить умудрились) — тоже одна из них.

Мы желаем создать искусственный интеллект. Не гуманоидных роботов с компьютером в голове, которых уже полно, а улучшенный в разы аналог человеческого сознания. Но скептики сомневаются, поскольку мы и устройство собственного сознания не очень понимаем. Если подходить к вопросу с голыми фактами, картинка вообще не вырисовывается. В организме человека 100 триллионов живых клеток, ни одна из которых сознанием не обладает. Им вообще нет никакого дела до того, кто мы есть, что собой представляем и почему. И вот эта армия не осознающих себя и не сильно отличающихся от бактерий структурно-функциональных элементарных единиц как-то создает уникальную личность, способную мыслить... Рационалисту есть от чего впасть в отчаяние. Потому что никаких вменяемых вариантов, кроме того, что сознание есть нечто отдельное и подселенное кем-то в смертное физическое тело Homo sapiens, вроде как нет. Однако ученые сдаваться не собираются и даже подсчитали (исходя из карты активности мозга), что ежедневно нас посещает около 6200 мыслей.

А недавно профессор Джонджо Макфадден, биохимик и специалист по молекулярной генетике из Университета Суррея, опубликовал статью в научном журнале Neuroscience of Consciousness, где утверждает, что сознание формируют не нейроны, как это было бы логично предположить, а электромагнитные поля мозга, которые и создают пространственную интеграцию — возможность объединять цвета, звуки и объекты в полноценную картину мира. По мнению автора, вот как раз на основе электромагнитных полей и можно создать искусственное сознание, позволяющие машинам думать самостоятельно.

В 2010 году профессор психологии и нейробиологии Принстонского университета Майкл Грациано предложил свою версию эволюции сознания, которую назвал «Теория схемы внимания» (Attention Schema Theory). AST предполагает, что сознание человека возникло, чтобы решить одну из фундаментальных проблем, стоящих перед любой нервной системой: вокруг было слишком много информации, и мозг попросту не мог полностью ее обработать. Он постоянно «зависал» и в ходе эволюции вырабатывал все более сложные схемы для оптимизации процесса, в конечном итоге родив тот механизм, который мы и называем сознанием. Кстати, как утверждают физики (а это очень суровая в своей точности наука), окружающий нас мир не имеет красок, звуков и цветов как таковых. Это иллюзии, созданные мозгом на основе электромагнитных волн, излучения и обработки сенсорной информации. Как этот мир выглядит в действительности, так сказать вне картинки, сформированной нашим сознанием, — большой вопрос. Остается добавить, что в теории Грациано не раскрыта одна важная деталь: почему такие метаморфозы произошли именно с мозгом людей, а не каких-либо других представителей животного мира планеты?

Творец будущего

Психологи постоянно предупреждают, чтобы мы не полагались всерьез на предсказания. Однако многие люди возражают: дескать, сходил я к гадалке, и как она сказала, так и сбылось. Ну как тут не верить? Ученые, для которых чудес в принципе не существует, объясняют факт «сбычи мечт» опять-таки работой сознания. Во-первых, люди — очень внушаемые существа. А во-вторых, наш мозг не терпит неопределенности, зато очень любит перспективное планирование. И из самых лучших побуждений старается помочь нам воплотить в жизнь ту картинку, которую нам вложили в голову. То есть схема такая: поверил в плохой исход — практически со стопроцентной вероятностью вляпаешься в неприятности. Кстати, здесь начинается лавинообразная реакция. Пессимисты, сосредоточившись на негативных ожиданиях, замыкаются в себе. И все бы ничего, но львиную долю помощи и поддержки мы получаем от других. Оптимисты, наоборот, открыты для общения и имеют массу выгод — не только сами приходят на помощь, но и получают ее от тех, о ком проявили заботу.

Даже кратковременные установки на неприятности (ведь и оптимисты сначала расстраиваются, если им предсказывают несчастье) влияют на наше отношение к окружающим. Ученые из Оксфордского университета провели любопытный эксперимент по этому поводу. Они предложили студентам пройти тест, который якобы с большой вероятностью мог точно определить, кому суждено быть счастливым в личной жизни, а кому это просто на роду не написано. Исходя из полученных данных, психологи никак не могли сделать таких выводов. Тем не менее одним людям они сообщили, что их ответы показали перспективу создания долгого стабильного семейного союза и высокую вероятность того, что они всегда будут окружены заботой близких людей. Остальным было сказано, что они представляют тип людей, которые останутся в одиночестве. И хотя, возможно, у них в данный момент есть друзья, они могут жениться или вый­ти замуж, и даже не один раз, но эти отношения будут кратковременными, а с возрастом появится одиночество. После этого студентам предложили поучаствовать в благотворительной акции и оставили тестируемых наедине с ящиком для сбора средств (то есть на них никто морально не давил). Участники, которым пророчили любовь в будущем, дали почти в четыре раза больше денег. В следующем эксперименте студенты думали, что проходят тест на творческие способности. Когда экспериментатор отправился собирать результаты, он опрокинул на пол стаканчик с карандашами. Две трети тех, кто рассчитывал на близкие отношения в будущем, помогли ему собрать карандаши, а среди тех, кому пророчили одиночество, — только один из шести. Такое вот «отзеркаливание».

В ТЕМУ

Теория эволюции Чарльза Дарвина описывает историю развития миллионов видов живых существ на Земле, включая человека. На протяжении миллионов лет природа создавала все более сложные когнитивные мыслительные способности. До определенной степени они есть у всех млекопитающих, включая наших домашних питомцев — котов, собак, морских свинок, попугаев и т.д. Но когнитивные возможности шимпанзе превосходят остальных, наши развиты еще лучше. Речь и обмен информацией — невероятно сложные виды коммуникации, которые присущи только человеку. Главное здесь — способность связывать слова между собой и понимать их отношение друг к другу, то есть строить словосочетания. Исследователи из Университета Уорика считают, что она появилась у предков-приматов по меньшей мере 30—40 миллионов лет назад. Как говорится, вот «откуда есть пошла» точка невозврата.

bebenina@sb.by

Фото pexels.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.