Никита Монич.
Познакомились мы несколько лет назад: тогда причиной для беседы стал Босой студенческий театр. Спектакли в зале восточного искусства Национального художественного музея, лекции о японской культуре и мастер–класс по макияжу гейши — молодой научный сотрудник музея с редким изяществом умудрялся совмещать работу и удовольствие, причем так, что в выигрыше оставались в первую очередь зрители. Увы, дела театральные с тех пор пришлось забросить: аспирантура, работа над диссертацией... С другой стороны, вместо одной страсти пришла другая: именно музейная деятельность, сопровождение проектов, ведение экскурсий, организация выставок. В кабинете, который Никита делит с коллегами, в упорядоченном творческом хаосе среди книг, свитков, керамики и висящих на дверце шкафа кимоно, мой собеседник и сам напоминает то ли оживший экспонат, то ли некоего музейного духа. Блестит азиатскими («спасибо дедушке») глазами, улыбается в чашку с кофе, вспоминает пришедшиеся к случаю анекдоты, подсовывает под руку то каталог ковров с амстердамской биржи, то свеженькое нью–йоркское издание, посвященное русскому авангарду.
Прошлый год для Никиты, по специальности китаеведа, выдался горячим: удалось организовать две выставки, посвященные буддийскому искусству. Причем одна из них — из российского Эрмитажа, где были представлены предметы из коллекций Козлова, Рериха, Ухтомского. Опыт общения с профи музейного дела молодой человек вспоминает до сих пор как невероятный — как и побывавшие в Минске экспонаты, среди которых были подлинные древности.
Он продолжает читать лекции, и послушать его собираются многие. Это и выступления в Национальном художественном музее, и «Музейныя хованкi» на радио «Культура» — своего рода искусствоведческий детектив, и участие в проекте «Культурный техникум», проходящем под лозунгом «Сделай искусство полезным».
— Искусство — это мощный ресурс, и наша задача — ввести в круг потребителей культуры тех, кто к этому готов материально и интеллектуально, но по каким–то причинам до сих пор сторонится концертов, спектаклей или выставок. Допустим, человек имел в детстве травмирующий опыт посещения музея, когда его загоняли туда силком, или в его семье не было принято ходить в театр. И ему нужно простым языком рассказать, как и зачем это делать.
В одном Никита убежден точно: экскурсовод — посредник, проводник, но никак не небожитель, смотрящий на пришедших в музей свысока. И в гости — «в собеседники», как он выражается, — ждет не только привычную музейную публику: нет, ему хочется видеть новых людей, тех, кто в своем знакомстве с искусством делает первые шаги. Главное — никакого снобизма, его дело — передать пришедшим кусочек своего драйва.
— И прежде всего говорить человеческим языком, — считает Никита Монич. — Очень просто перейти на «птичий язык» и сыпать терминами. Но музей — это не скучно и не сложно, это в первую очередь приятно. Нужно организовывать разговор, а не урок. Экскурсовод должен быть прикольным чуваком!
А еще у него есть мечта: чтобы наконец–то увенчались успехом усилия гендиректора Владимира Прокопцова по реконструкции. Новые выставочные залы, новые площади обещают не только увеличение экспозиционных возможностей, но и множество идей. От перспектив дух захватывает, но витать в облаках некогда — работаем.
ovsepyan@sb.by