Кобринских игрушек пока нет только в Антарктиде

В 1998 году трое друзей-энтузиастов открыли в Кобрине небольшой цех по производству игрушек
В 1998 году трое друзей-энтузиастов открыли в Кобрине небольшой цех по производству игрушек. На единственном ручном станке делали детские пирамидки. Сегодня «Полесье» – одно из крупнейших предприятий Брестчины, а кобринские игрушки продаются в 44 странах – на всех континентах! Львиную долю продукции – около 70% – предприятие поставляет в Россию. 


Изготовление игрушек – процесс непростой. Каждая состоит из несколькихдеталей и для каждой требуется своя пресс-форма.


Работает круглосуточно

Конференц-зал предприятия размерами напоминает хороший спортзал. На полках вдоль стен, на полу – игрушки. Наверное, рай в представлении ребенка выглядит примерно так. Заместитель директора по производству и один из учредителей СООО «ПП Полесье» Петр Кивака вспоминает, с чего все начиналось:

– В конце 1990-х решили с двумя компаньонами заняться производством игрушек. Арендовали небольшое помещение, купили первый станок. Его обслуживали четыре человека. Сегодня у нас – 115 современных термопластавтоматов и 2,5 тысячи работников. А площадь предприятия за 18 лет увеличилась в 300 раз!

Производство машинок, пирамидок и других детских радостей начинается в конструкторском отделе, где разрабатывают модели будущих игрушек, а прототипы печатают на 3D-принтерах. 

– Производство работает круглосуточно, останавливается трижды в год, – говорит Петр Кивака, – на Новый год, на Рождество, и на Пасху.

За качеством сырья на «Полесье» следят пристально. Заботятся о здоровье малышей.  Используют исключительно безопасные материалы и красители. Игрушки в Кобрине делают из того же полипропилена, что и стаканчики для сметаны. 

В производственном цехе на почетном месте стоит первый станок, приобретенный предпринимателями в 1998 году. Теперь это музейный экспонат. Его показывают всем гостям и экскурсионным группам.


На фабрике самое современное оборудование с электронной начинкой. Компьютеры контролируют все операции. А модели новых игрушек изготавливают на 3D-принтере.

География успеха

В цехе сборки – сплошной матриархат, более 700 женщин.  Каждый день они собирают невероятное количество игрушек, которыми загружают 15 фур. Заказы «Полесье» доставляет собственным транспортом, и автомобили с фирменным логотипом предприятия можно встретить от Лиссабона до Владивостока.   

За последний год география поставок серьезно расширилась. К традиционным рынкам прибавились Австралия, Япония, страны Латинской Америки и даже экзотический Кот-д’Ивуар. 

– Из-за экономических неурядиц продажи в Беларуси, России, Казахстане, Украине снизились примерно на треть. Предприятие испытывало огромные трудности, но перекладывать их на плечи людей мы не стали. «Полесье» – градообразующее предприятие, здесь работают целыми семьями, поэтому вариант массовых сокращений даже не рассматривался. Искали новые рынки сбыта, меняли ассортимент, снизили цены, но коллектив сохранили и смогли вернуть продажи на уровень 2013 года.

Главные конкуренты «Полесья» – китайские производители. Тягаться с ними сложно. Преимущества компаний из Поднебесной – цена и ассортимент. Чтобы закрепиться на любом рынке, нужно предложить условия лучше, чем предлагают китайские компании. В Старом Свете осталось не так много предприятий, выпускающих игрушки. К тому же европейские предприниматели достаточно консервативны. Работают по связям, которые нарабатывались десятилетиями. Вклиниться в эту цепочку непросто, но главный козырь кобринцев – качество. Плюс широкий ассортимент, приемлемые цены и отработанная логистика.

Покорить сердца консервативных европейцев оказалось непросто. Проблему кобринцы решили, купив несколько известных торговых марок. Теперь игрушки от немецкого Wader, итальянской Cavalino, испанской Palau делают в Кобрине.

– Когда мы приобрели немецкий Wader, местные СМИ были удивлены: как так – компанию с 60-летней историей купила никому не известная белорусская фирма. Но благодаря этой сделке бренд Wader удалось сохранить. Сегодня производить игрушки в Европе невыгодно из-за высоких затрат, поэтому многие «игрушечники» оказались перед выбором – либо закрыть бизнес,  либо попытаться его продать, – объясняет Петр Кивака. 

Следующим важным шагом в развитии СООО «ПП Полесье» станет строительство нового завода. Проект готов, площадка расчищена, закуплены даже некоторые строительные конструкции. Но из-за подорожавших кредитов реализацию проекта пришлось пока отложить. На заводе надеются, что ненадолго. 

Павел ЛОСИЧ

p.losich@gmail.com

На пороге медицины будущего

Новейшие разработки генетиков Беларуси и России помогут ловить террористов.

Союзная программа, сокращенно именуемая «ДНК-идентификация», стартует в этом году. Рассчитана она на пять лет и включает два основных блока – исследования в области медицинской генетики и разработки методик для криминалистики. 

Сегодня сотрудники правоохранительных органов все чаще пользуются помощью ДНК-лабораторий. И метод вполне оправдывает себя. Именно на основе «показаний» генов недавно был пойман новосибирский маньяк-педофил. Пострадавшие от действий мерзавца дети не могли точно описать «плохого дядю». Но тщательное изучение Y-хромосомы генетического материала с мест преступлений, показало принадлежность преступника к одной из немногочисленных этнических групп. Новые данные значительно сузили круг подозреваемых. В итоге подонок, более десяти лет державший в страхе город, был задержан. 

Методы ДНК-исследований применялись и при поиске исполнителей терактов в московском аэропорту «Домодедово». 

– Сегодня мы планируем развивать эти и другие направления при помощи новой союзной программы «Разработка инновационных геногеографических и геномных технологий идентификации личности и индивидуальных особенностей человека на основе изучения генофондов регионов Союзного государства» (сокращенно – «ДНК-идентификация»), – говорит главный ученый секретарь НАН, член-корреспондент, доктор биологических наук, профессор Александр Кильчевский. – Госзаказчиком от Беларуси выступает Национальная академия наук, а головной организацией – Институт генетики и цитологии НАН. 

Объем финансирования программы – 1,9 млрд  российских рублей (около 25 млн долларов), из которых 8,8 млн выделит белорусская сторона. Одна из главных задач – полностью заместить импортные технологические наборы реактивов, применяемых для идентификации личности, на закупку которых уходят значительные средства. 

– В рамках новой совместной российско-белорусской программы предполагается разработка собственных технологий определения по образцу ДНК вероятной внешности неизвестного индивида, его возраста и этногеографического происхождения, популяционной принадлежности, – поясняет Александр Кильчевский. – Нашими российскими коллегами будет проведена работа по адаптации применения разработанных отечественных инновационных наборов реагентов для ДНК-идентификации по деградированной ДНК и ДНК из малых количеств биоматериала. Хотелось бы обратить внимание на то, что во всех случаях речь идет о полноценном импортозамещении, что, конечно же, важно. 

Второй аспект программы «ДНК-идентификация» чисто медицинский и касается повышения качества жизни и здоровья населения. Речь идет о так называемой медицине-4П – персонализированной, предиктивной (предсказательной), превентивной (предупредительной) и партисипативной (предполагающей активное участие пациента в профилактике заболеваний и их лечении). Фактически мы говорим о зарождении медицины будущего, когда все препараты и способы лечения подбираются для каждого человека индивидуально, учитывая генетические особенности, повышенную чувствительность или, наоборот, резистентность (устойчивую невосприимчивость) организма к определенным лекарственным средствам. 

В ближайшие годы генетики планируют также составить большой «генетический паспорт» народонаселения двух стран. 

Ольга Бебенина

bebenina@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter