Юбиляр мая Юрий Назаров одну из лучших своих ролей сыграл на «Беларусьфильме» в мелодраме «Давай поженимся»

Экран – это кафедра

Вполне возможно, заметив Юрия Назарова где-нибудь в толпе, вы и не подумаете, что это — актер. Настолько скромен Юрий Владимирович в жизни. Нет в нем пышной звездности, самолюбования, тяги к позерству и дешевым эффектам. В немногочисленных интервью — только слова признательности любимым режиссерам и коллегам по съемочной площадке, глубокое понимание тайны творчества. А еще чувство благодарности за счастливую и плодотворную жизнь в искусстве. Оно стало для Назарова определяющим в его нынешнем мировоззрении народного артиста России. В мае актер отметил 85-летие.

tsargrad.tv

Залег «На дно»

Родился Юрий Назаров 5 мая 1937 года в Новосибирске. Там же окончил музыкальную школу и в 1954 году в Москве поступил в Театральное училище имени Б. В. Щукина. Проучившись один семестр, уехал на целинные земли Казахстана, где работал проходчиком, бетонщиком, стропальщиком (позже этот жизненный опыт пригодится ему в воплощении образов упорных и принципиальных людей труда). Затем Назаров вернулся в театральное училище. Окончив его в 1960 году, был принят в театр имени Ленинского комсомола (ныне Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова»), где проработал всего три года. С 1963 по 1994 год состоял в труппе московского театра киноактера (ныне Центр театра и кино под руководством Никиты Михалкова). Здесь знаковой для актера стала роль Луки в спектакле «На дне». Он играл на одной сцене с Людмилой Зайцевой и Валентиной Теличкиной.

Как молоды мы были

Кинодебют Юрия Назарова состоялся в 1957-м — в историко-биографическом фильме Сергея Юткевича «Рассказы о Ленине». А первыми серьезными работами стали съемки в военных картинах «Последние залпы» (1960) по повести Юрия Бондарева, где актер исполнил роль капитана Новикова, и «В трудный час» (1961), в этой ленте он предстал в образе Петра Котельникова. В 1966 году Назаров вытащил свой счастливый билет, получив безоговорочное признание после выхода исторической кинодрамы Андрея Тарковского «Андрей Рублев», в которой сыграл сразу двух князей — Великого и Малого.

Позже Юрий Владимирович вспоминал: «В ту пору на «Мосфильме» о двух режиссерах говорили шепотом еще до того, как они что-нибудь сделали. Это был Григорий Наумович Чухрай и Андрей Арсеньевич Тарковский. Еще ничего не сделали, а про них уже шепотом: вот Тарковский, вот Чухрай…»

По словам артиста, на съемочной площадке фильма «Андрей Рублев» царила атмосфера полного доверия и понимания: «Тарковский окунул меня в жуткие парадоксы России и при этом углубил мою любовь к ней. Одно дело — любовь-ослепление, которая может рухнуть в любой момент. Другое — любовь-знание, когда все знаешь — и то, и другое, и третье, и все равно ничего дороже нет, и этого уже никакими клещами не вырвешь. Тарковский дал мне именно эту любовь… Андрей Арсеньевич серьезный был художник, кинематографист, мыслитель. Что угодно. И как-то очень это чувствовалось, когда человек, извините, не брешет, не пересказывает кого-то, а когда он говорит о том, что его волнует, то, в чем он хочет разобраться. Все, что угодно: куда пошлет, куда прикажет, полное доверие… Может, в чем-то мы расходились, он обожал иконы, я ничего в них не понимал, но это не влияло на наши отношения, не отталкивало. Любовь и любопытство к истории — тут мы сходились, не договариваясь».


В 1974 году Тарковский снял картину «Зеркало» с участием Юрия Назарова в небольшой, но важной роли военного инструктора. Вторая встреча тоже стала творческой удачей. «Зеркало» и сегодня входит в список важнейших кинокартин XX века. «Я Тарковского моложе лет на пять всего-навсего, и этих пришедших с фронта военруков, которые пришли контуженные, каждый со своими «тараканами», хорошо помнил, — говорил Назаров. — Мне казалось, у меня столько есть материала, но ничего не понадобилось. Дай бог было сделать то, что сказал Андрей».

Военно-кинематографический роман

Роли в военных фильмах доставались Юрию Назарову особенно часто. Среди них выделяются картины «Освобождение», «Адъютант его превосходительства», «Горячий снег», «Открытие», «Фронт в тылу врага», «Ворота в небо» и многие другие. В 1970—1980-е годы с участием актера вышло множество увлекательных разножанровых кинолент, в том числе «Земля Санникова», «Трактир на Пятницкой», «По данным уголовного розыска…», «Демидовы», «Двойной обгон», «Прощание славянки»… Зрители искренне полюбили и его персонажа из мелодрамы Александра Ефремова «Давай поженимся» — капитана второго ранга в отставке Николая Суворина. В кадрах картины, снятой на «Беларусьфильме», мы видим элегический и умиротворяющий Минск начала 80-х годов прошлого века. А партнером Назарова по фильму стала настоящая икона стиля того времени — обольстительная Маргарита Терехова.

Активную деятельность Юрий Владимирович продолжил в 1990—2000 годах, когда вышли картины «По прозвищу «Зверь», «Война на западном направлении», «Кодекс бесчестия», «Казачья быль», «Воровка», «Под Полярной звездой», «Баязет», «Время жестоких», «Последняя исповедь» и другие. Снимался и в многочисленных сериалах, в их числе «Самозванцы», «Всегда говори «всегда», «Платина», «Два цвета страсти», «Апостол», «Истребители. Последний бой», «Склифосовский». Среди недавних киноработ — роли в историческом фильме «Угрюм-река» и драме «Мятный пряник».

В 2008 году актер издал книгу мемуаров «Только не о кино», где записал свое твердое убеждение, которое пронес через всю жизнь: «Для меня сцена, экран — это кафедра, с которой надо нести людям что-то».

Салют, Вера!


Настоящим творческим прорывом и для самого артиста, и для всего советского кинематографа стала «перестроечная» драма Василия Пичула «Маленькая Вера» (1988), где Юрий Назаров сыграл отца главной героини — Николая Семеновича. В этой ленте он создал яркий образ честного рабочего человека, строго придерживающегося своих принципов, пьющего, но искренне любящего свою семью. Фильм вызвал бурную полемику в прессе и стал лидером проката. Во время премьеры в Доме кино раздался возглас: «Позор!» — и многие покинули зал. В СССР «Маленькую Веру» посмотрели почти 55 миллионов зрителей. Это последнее кино в Советском Союзе, аудитория которого превысила 50 миллионов. Фильм шел в прокате и в США, собрав там 1,2 миллиона долларов. Картина взяла целый букет статусных наград: специальный приз на МКФ в Монреале, призы за женскую роль на МКФ в Чикаго и на фестивале молодых актеров в Женеве, премию «Феликс» за сценарий, главный приз на МКФ дебютов в Анже.

«Парадокс «Маленькой Веры» в том, что и похвала в адрес фильма, и ругань справедливы, — считает Назаров. — Созданы правдивые узнаваемые типажи. На экране — чистейшая правда. Только эта правда жжет с экрана. И на вопрос «Как жить?» фильм не отвечает».

КСТАТИ

В своей книге «Только не о кино» Юрий Назаров написал: «В партии никогда в жизни не состоял, но я — коммунист. В душе, в мозгах… От души-то от своей куда денешься? Не вынешь же ее за хвостик, как красную книжечку, и не сожжешь принародно… Душа только с жизнью из тела вынимается».
В фильмографии Назарова — более 300 ролей, более 30 из них — главные. Также он занимался озвучиванием документальных и художественных лент «На ясный огонь», «Дон Кихот возвращается», «Лето волков», «Моя блокада» и других
pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter