Книжный навигатор

Пляжные реставраторы

Iрына Шаўлякова. Рэстаўрацыя шчырасцi. Лiтаратурна–крытычны канструктар. Мiнск, Логвiнаў, 2005.

Стиль Ирины Шевляковой узнается всегда — остроумный, парадоксальный, с прихотливыми узорами, иногда нужна соответствующая подготовка, чтобы понять авторские тонкости. Но они того стоят. Ведь Ирина — один из немногочисленных критиков, не боящихся давать оценки и успевающих следить за литературным процессом. Причем оценки далеко не всегда умиротворяющие. Что ж, автор сама говорит, что быть сегодня белорусским литературным критиком — значит носить на спине табличку с надписью «садомазохист». Впрочем, в текстах Ирины не чувствуется привкуса патологии, наоборот, они логичны, аргументированны и всегда с подоплекой, как картинки–перевертыши. Интересы ее необъятны: и Василь Быков, и Юрий Станкевич, и Анна Кислицына, и Раиса Боровикова, и Андрей Хаданович, и публикации журнала «Неман»... С Шевляковой можно соглашаться, можно спорить, но, чтобы убедиться, что наша литературная критика не умерла, ее тексты нужно читать.

Алекс Гарленд. Пляж. Роман. Санкт–Петербург, Домино, Москва, ЭКСМО, 2006.

В аннотации рекомендуется забыть о смазливой мордашке Ди Каприо из одноименной экранизации. Дельный совет. Герой книги вовсе не таков, да и постельных сцен с его участием в тексте практически нет. Инфантильный юноша Ричард — типичный представитель поколения Икс, убегающий от суетливого мира мегаполиса с его супермаркетами и тотальной рекламой. Убегает он в компьютерные игры и боевики, особенно касающиеся войны во Вьетнаме. И вот — мечты сбываются. На острове с плантацией марихуаны есть сказочной красоты труднодоступная лагуна, где живут такие же, как Ричард, беглецы от цивилизации. Нехитрая работа по добыче пропитания, курение «травки», плавание в волшебных коралловых водах... А главное, можно наконец поиграть в коммандос в настоящих джунглях... Но свобода от общества, оказывается, опасна. Потому что легко превращается в тоталитаризм и бесчеловечность, если ей что–то угрожает. Например, травма товарища — ведь надо напрягаться, ухаживать, настроение себе портить видом чужих страданий... Не проще ли, если причина беспокойства исчезнет совсем? А новые соискатели свободы! Ведь Пляж небезразмерный, он — только для нас, избранных... И рай становится адом. Гарленд не скрывал, что переосмысливает «Повелителя мух» Голдинга... Впрочем, то же, что на Пляже, происходит и в рекламном офисе из романа Бегбедера, и в бараках Чака Палланика... Мир эскапизма — эгоистов, прячущихся от своих и чужих проблем в иллюзорном мире, и тех, кто этими иллюзиями торгует, в конце концов взрывается взаимным насилием. Текст романа динамичный и прозрачный, читатель сразу же втягивается в игру... Чтобы после заключительных титров понять, что игра продолжается и пора переосмысливать свое в ней участие... А это, согласитесь, и есть признак настоящей литературы.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter